Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



Акида - Таухид имён и атрибутов Аллаха

Рейтинг пользователей: / 11
ХудшийЛучший 
Утверждение Руки для Всевышнего Аллаха (имам аз Захаби)

Книга имама аз Захаби "Исбат аль-йад лиЛлях" на русском языке



 Утверждение Руки для Всевышнего Аллаха (имам аз Захаби)

 

 

 

Автор: Имам Аль Хафиз Абу АбдуЛлах Мухаммад бин Ахмад бин Усман Аз Захаби (Умер в 748г.х)

 


Перевод: Абу Дауд «ШАРХ СУННА» в рамках совместного проекта "Шарх Сунна" и "Сунна Онлайн" по переводу исламских трудов, некоторые дополнения и примечания: Абу Муса (Сунна Онлайн)


 

Сказал Шамсуддин Мухаммад бин Ахмад бин Усман аз Захаби: Утверждение существования руки у Всевышнего Аллаха.


Всевышний сказал: «Что помешало тебе совершить земной поклон тому, кого Я сотворил Своими обеими руками?» Сад 75. И так же сказал: «Напротив, Его обе руки простерты (т.е. Он - Щедрый. Аль Маида 64. Так же сказал: «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки (Мы Сами), Мы создали для них скот». Йа – Син 71. Так же сказал: «А небеса будут свернуты Его правой рукой». Аз Зумар 67. И так же сказал: «Поистине, те, которые присягают тебе, поистине присягают Аллаху, рука Аллаха над их руками». Аль Фатх 10.


1 – Нам рассказал Аль Кадый Абу Мухаммад АбдульХалик бин АбдуСсалям в (местности) Ба’лябак, что им рассказал Имам Абу Мухаммад бин Кудама в шестьсот одиннадцатом году, что им рассказала Фатыма бинт Мухаммад, что ей рассказал Ибн Тольха ан Ни’алий, что ему рассказал Ибн Башаран, что ему рассказал Мухаммад бин Амр, что ему рассказал Мухаммад бин УбейдуЛлах, что ему рассказал Юнус бин Мухаммад, что ему рассказал Му’тамир от своего отца, от Яхья бин Я’мур, который сказал: «Я и Хумейд бин АбдуРрахман встретили Ибн Умара, когда он рассказывал хадис о предопределении, и он сказал: «Мне рассказал Умар от посланника Аллаха, : «Поистине, Муса встретил Адама и сказал: Аллах сотворил тебя Своей рукой и приказал ангелам совершить для тебя земной поклон. И клянусь Аллахом, если бы не то, что ты сделал, то никто бы из твоих потомков не зашел бы в огонь. И он ответил: «О, Муса, ты тот, кого Аллах избрал посредством посланничества и разговора…». И упомянул хадис до конца.[1]


2 – Нам рассказал Мухаммад бин Усман бин Аль Манджа, нам рассказал Джа’фар аль Химданий, нам рассказал Абу Тохир ас Сильфий, нам рассказал Наср бин Ахмад, нам рассказал Ахмад бин Тольха аль Мунаккы, нам рассказал Ахмад бин Сальман ан Наджад, нам рассказал Абу Дауд Ас Сиджистани, нам рассказал Усман бин Мухаммад и Мухаммад бин ‘Аля, что Абу Усама передал им от Умара бин Хамза, что тот сказал: «Салим сказал: «Мне рассказал Ибн Умар, что посланник Аллаха, , сказал: «В Судный день, Аллах свернет небеса, затем возьмет их Своей рукой и скажет: «Я – Царь, где же могучие, где же гордецы»?[2]


3 – И с более коротким иснадом, нам рассказал его Ахмад бин ХибатуЛлах, от АбдульМу’изза бин Мухаммада аль Баззаза, что ему рассказал Абу аль Касим аль Джирджани, что ему рассказал Абу Саид аль Канджарузи, что ему рассказал Абу Амр аль Хири, что ему рассказал Абу Я’ля аль Мусалли, что ему рассказал Аль Хасан бин Хамад, что ему рассказал Абу Усама, от Умара бин Хамза, и упомянул этот хадис, и добавил: «Я слышал Икрима говорил: «Обе руки Аллаха – правые. Он свернет небеса и возьмет их Своей рукой, затем скажет: «Я – Царь». Затем возьмет земли в Свою другую руку».[3]


4 – Нам рассказал Абу аль Маали аль Абракухи, что ему рассказал Мухаммад бин ХибатуЛлах аль Бай’, что ему  рассказал Амий Мухаммад бин АбдульАзиз в пятьсот тридцать девятом году, что ему рассказал Асым бин Аль Хасан, что ему рассказал Абу Умар бин Махди, что ему рассказал Аль Мухамили, что ему рассказал Ибн Занджуя, что ему рассказал АбдуРраззак, который сказал: «Нам рассказал Ма’мар, от Аюба, от Аль Касима бин Мухаммада, от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, , сказал: «Если раб дает садака из благого, то Аллах принимает его и берет его Своей правой рукой, и хранит его, подобно тому, как каждый из вас хранит свое дитя. А когда человек подает ломтик, то он будет храниться в руках Аллаха, пока не станет подобно (горе) Ухуд, делайте же садака».[4]


Эти хадисы – достоверные.


5 – Нам рассказал Абу аль Хасан Али бин Ахмад аль Макдиси, что ему рассказал Абу Аль Юмн Зейд бин аль Хасан аль Канадий и Абу Хафс Умар бин Табарзад, и они оба сказали, что им рассказал Мухаммад бин АбдульБакый аль Ансари, от Абу Толиба аль Ашари, что ему рассказал Аль Хафиз Абу аль Хасан Ад Даракутни, что ему рассказал Абу Толиб аль Хафиз Ахмад бин Наср, что ему рассказал Сулейман бин АбдульХамид аль Бахраний, что ему рассказал Утба бин Ас Сакан аль Фаззарий, что ему рассказал Артаб бин Аль Мунзир, что ему рассказал Ал Лейс бин Абу Салиим, от Муджахида, от Ибн Умара, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах первой вещью сотворил «Аль Калям» (перо) и взял его Своей правой рукой, а у Него обе руки правые, и написал все, что будет происходить, благое и нет, жидкое или твердое, и сохранил это все в Писании, затем сказал: «Если хотите, читайте: «Это Наша книга, которая говорит против вас истинно, поистине, Мы приказывали записывать все, что вы совершали». Аль Джасийа 29. А бывает ли запись, кроме как после совершенного деяния?![5]


Этот хадис «Хасан», и мы будем сокращать цепочки передатчиков, чтобы не утомить читающего.


6 – Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, , сказал: «Рука Аллаха полна (ни в чем не нуждается), ничто ее не убавляет ни днем, ни ночью. А в другой Его руке весы, одним Он пропитание увеличивает, а другим нет (или одних Он возвышает, а других унижает. Сошлись на его достоверности передав его, аль Бухари и Муслим.[6]


7 – Так же он, , сказал: «Справедливые (будут) на минбарах из света справа от Милостивого, а у Него обе руки правые, это те, кто были справедливы в своих постановлениях со своими семьями и с теми, кого они опекают». Его привел Муслим.[7]


8 – Передается от Ибн Умара, что посланник Аллаха, , сказал: «Аллах возьмет Свои небеса и Свои земли Своей рукой и скажет: «Я – Аллах». Сожмет Свои пальцы и разожмет их: «Я – Царь, Я – Милостивый». Этот хадис достоверный.[8]


9 – А в «Джузе» у Ибн Арафата пришло, что ему рассказал Мухаммад бин АбдуЛлах бин Солих, от Сулеймана бин Мухаммада, от Умара бин Нафи’а, от его отца, что Ибн Умар сказал: «Я видел посланника Аллаха, , на минбаре говорил: «Поистине, Аллах, Свят Он и Велик, когда настанет Судный день, соберет небеса и земли в кулак, затем скажет: «Я – Аллах».[9]


10 – Передается от Анаса, что посланник Аллаха, , сказал: «Аллах сотворил Рай и Своей рукой засадил его деревьями, затем сказал ему: «Говори», и он (Рай) сказал: «Преуспели верующие». Аль Муминун 1. Хадис достоверный.[10]


11 – Достоверно от АбдуРрахмана бин Сабита, что Абу Бакр Ас Сиддык сказал: «Аллах сотворил создания и они были в Его кулаке, и Он сказал тем, кто в Его руке: «Заходите в рай с миром», и сказал тем, кто были в Его другой руке: «Заходите в огонь». Его привел Аль Лялякаи и Ибн Батта в своих «Ас Сунан», и оба иснада от Фатара, от АбдуРрахмана с этим хадисом[11].


12 – Передается от Аиши, что пророк, , сказал: «Поистине, садака, попадает в руку Всевышнего Аллаха, перед тем, как попадает в руку того, кому дают садака». И это – достоверно[12].


13 – Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах написал книгу Своей рукой, и поместил ее у Себя над Троном. «Поистине, Моя милость преобладает над Моим гневом». Этот хадис достоверный.[13]


14 – Передается от Абу Умама, что посланник Аллаха, , сказал: «Аллах сотворил создания и предопределил положения, и взял людей правой стороны в правую руку, и взял людей левой стороны в другую (руку), и обе Его руки правые, затем сказал: «Не Я ли ваш Господь»?!... и упомянул хадис до конца, и этот хадис «хасан», его привел Ибн Батта в «Аль Ибана».[14]


15 – Передает Убейд аль Мукаттаб, от Муджахида, что Ибн Умар сказал: «Поистине, Аллах Своей рукой сотворил четыре вещи: Адама, Аль Калям (перо) и райские сады, а для остальных творений сказал: «Будь» и они стали». Несколько человек это передали от Убейда, как Суфьян ас Саури и АбдульВаахид бин Зияд[15].


16 – Достоверно от Абу Исхака ас Саби’и, от Мугыра бин Сумий, когда он читал книгу, сказал: «До меня дошло, что Аллах ничего не сотворил Своей рукой, кроме трех вещей: рай - Он засадил его Своей рукой, Адам, Он сотворил его Своей рукой и Таурат - он написал Его Своей рукой».


17 – Достоверно от Исмаиля бин Абу Халида, что Хакиим бин Джабир сказал: «Мне рассказали, что ваш Господь ничего не трогал Своей рукой, кроме трех вещей: засадил рай Своей рукой, сотворил Адама Своей рукой и написал Таурат Своей рукой».[16]


18 – Так же достоверно от Саида бин Абу Хиляль, что он сказал: «До меня дошло, что первое что было ниспослано Мусе от Аллаха: «Во имя Аллаха Милостивого Милосердного. Эта книга от Аллаха (которую Он написал ) Своей рукой в скрижалях, для Своего раба Мусы».


19 – Достоверно от Хариджа бин Мус’аб, что ему рассказал Зейд бин Аслям от Ато бин Ясар, что тот сказал: «Ангелы сказали: «О, Господь, Ты сотворил потомков Адама и сделал их потребляющими еду и питье, и они наслаждаются женщинами, а нам Ты ничего этого не сделал. Если Ты сделал для них эту жизнь, так сделай же для нас последнюю». И Аллах, Свят Он и Велик, ответил: «Я не сотворил потомков того, кого Я сотворил Своими руками подобно вещи, которой Я сказал «Будь», и она стала». Вот так привел (этот хадис) Хариджа[17]


20 – Так его передал АбдуЛлах бин Солих, от Ал Лейса, от Хишама бин Саад, от Зейда бин Асляма, от Ато бин Ясар, от АбдуЛла бин Амр бин Аль Аас и упомянул хадис, этот иснад достоверный, его привел Усман бин Саид Ад Дарими от АбдуЛла бин Солиха[18].


21 -  Пришло достоверно от Амра бин Малика, от Абу аль Джаун, от Ибн Аббаса, что он сказал: «Что такое семь небес и семь земель и то, что в них, в руке Милостивого, кроме как горчичное зерно в руке одного из вас».[19]


22 – Пришло достоверно от Абу Суфьяна, от Вахба бин Мунаббих, что он сказал: «Творения в кулаке Аллаха ничто иное как горчичное зерно в руке одного из вас».[20]


23 – Пришло достоверно от Ибн Аббаса, что он сказал: «Аллах провел по спине Адама и вывел в Свою правую (руку) всех благочестивых, а в Свою другую руку вывел всех нечестивых».[21]


24 – От Ибн Умара передается с иснадом «хасан», что посланник Аллаха, , сказал: «Самая первая вещь, которую сотворил Аллах – перо (Аль Калям), взял его Своей правой рукой, а Его обе руки правые, и написал земную жизнь и все что там будет происходить». Это привел Бакыя бин Валид от Арто бин Аль Мунзир, от Муджахида, от Ибн Умара[22].


25 – Передается от Абу Хурейры, что посланник Аллаха, , сказал: «Кто пожертвует размером с финик, полученным дозволенным путем, а Аллах не принимает, кроме как полученное дозволенным путем, то Аллах будет хранить для каждого из вас его садака, подобно тому, как каждый из вас хранит свое дитя. И будет храниться в руке Милостивого, пока не станет больше горы». Это достоверно, его привел Муслим, Абу Дауд и др[23].


26 – Пришло достоверно от Сальмана аль Фариси, что он сказал: «Аллах сорок ночей укрывал глину Адама, затем собрал ее Своей рукой, и Хамад бин Саляма указал на свою руку, и вывел благочестивых Своей правой (рукой), а нечестивых левой». Сказал : «Вот так», и Хамад провел одной рукой по другой, и так же поступал Хаджадж аль А’вар. Это передал Хаджадж от Хамада бин Саляма, от Сулеймана ат Таймий, от Абу Усмана ан Нахди от Сальмана.[24]


27 – Пришло достоверно от Ибн Аббаса, что он сказал: «Всевышний Аллах, взял потомков Адама с его спины, как пылинки и сказал: «О, такой то, совершай то-то, о такой то, совершай то-то. Затем взял две пригоршни, горсть в Его правой руке и горсть в Его другой руке, и сказал тем, кто в Его правой (руке): «Заходите в рай». И сказал тем, кто в Его другой руке: «Заходите в огонь, Я так решил». Привел А’маш от Хабиба бин Абу Сабита, от Саида бин Джубейра, а от него Мухадара бин Маури’ и др.[25]


28 – Пришло достоверно от АбдуЛла бин Салям, что он сказал: «Аллах, сотворил Адама в последний час пятницы, затем оставил его на сорок, смотрел на него и говорил: «Свят Аллах, наилучший из творцов». Затем вдохнул в него по средством Духа (Джибрииля) и когда в часть его зашла душа он пошел, что бы сесть и Всевышний Аллах сказал: «Человек сотворен поспешным», а когда в него полностью зашла душа он чихнул, и Аллах сказал ему: «Скажи альхамдулиЛлях» и он сказал: «АльхамдулиЛлях». И Аллах ответил: «Да помилует тебя твой Господь», затем сказал: «Иди к тому обществу ангелов и поприветствуй их». Он сделал это и Он сказал: «Это твое приветствие и приветствие твоих потомков». Затем протер его спину Своими руками и вывел в них (в руки) тех, кого Он сотворил из его потомства вплоть до Судного дня.

Затем Он сжал Свои руки и сказал: «Выбирай, о Адам». И он ответил: «Я выбираю Твою правую, о Господь мой, но обе Твои руки правые». Тогда Он раскрыл ее и в ней были его потомки из числа обитателей рая, он (Адам) спросил: «Кто это, о, Господь мой»? Он ответил: «Это те из твоих потомков, кого Я сотворил как обитателей рая когда наступит Судный час и среди них будут такие у которых будет свет». Он (Адам) спросил: «А это кто, о, Господь мой»? Он ответил: «Это пророки». Он (Адам) спросил: «А кто же тот, у которого будет свет»? Он ответил: «Это твой сын Дауд». Он спросил: «А какой ты ему сделал срок (жизни)»? Он ответил: «Шестьдесят». Он (Адам) спросил: «А какой у меня срок (жизни)»? Он ответил: «Тысячу лет». Он (Адам) сказал: «О, Господь, добавь ему сорок лет от моего срока». Он ответил: «Если пожелаешь». Он (Адам) ответил: «Уже пожелал». (Тогда) Он сказал: «Тогда это будет записано и запечатано и уже не будет изменено». Затем Он показал мне на конце ладони Милостивого, у которого есть свет, он (Адам) спросил: «Кто это, о ,Господь мой»? Он ответил: «Это Мухаммад. Он является последним из них, но Я его первым заведу в рай».

А когда пришел к нему ангел смерти, что бы забрать его душу, он сказал: «Поистине, у моего срока осталось еще сорок лет». Он ответил: «А разве ты не подарил их своему потомку Дауду»?! Забыл Адам и забыли его потомки, он (Адам) ослушался и ослушались его потомки, он отверг и отвергли его потомки, и это (был) первый день, который Он приказал засвидетельствовать».


Это привел Ибн Батта с достоверными иснадами, такие как:


Сказал, что ему рассказал Мухаммад бин Аль Хусейн аль Аджрий, что ему рассказал Аль Фаряби, что ему рассказал Кутейба, что ему рассказал Лейс от Ибн Аджляна, от Аль Макбари, от его отца, от АбдуЛла бин Саляяма.


29 – Так же его привел Абу Хурейра от Пророка, , и Аль Байхакы привел его от Аль Хаакима, что ему рассказал Мухаммад бин Якуб, что ему рассказал Баккар бин Кутейба в Египте, что ему рассказал Сафуан бин Иса, что ему рассказал Аль Харис бин АбдуРрахман бин Абу Зубаб, от Аль Макбари, от его отца от Абу Хурейры и в этом хадисе (следующее): «Аллах сказал ему, в тот момент как Его ладони были открыты, «Выбирай какую пожелаешь»…» И до конца хадиса[26].


30 – Нам, в книге, рассказал Яхья бин Абу Мансур ал Факих, что он прочитал на Мухаммада бин Абу Аль Касима аль муфассира, в (местности) Харран, что ему рассказал Мухаммад бин АбдульБакый, которому рассказал Ахмад бин Али Ат Турисисий, что ему рассказал ХибатуЛлах бин Аль Хасан аль Хафиз, что ему рассказал Мухаммад бин УбейдуЛлах бин Аль Касим, что ему рассказал Мухаммад бин Джа’фар бин Язид, что ему рассказал Али бин  Харб, что ему рассказал Суфьян бин Уейна, от Амра, от Товуса, что он слышал как Абу Хурейра рассказывал: «Посланник Аллаха, , сказал: «Спорили Адам и Муса и Муса сказал: «О, Адам, ты наш отец, вывел нас из рая», а Адам ответил: «О, Муса! Ты тот, которого Аллах выбрал что бы поговорить с ним и написал для тебя Таурат своей рукой, ты упрекаешь меня за то, что предопределил мне Аллах еще до того как создал меня за сорок лет»? И убедил Адам Мусу». Сошлись на его достоверности , передав его, аль Бухари и Муслим[27].


31 – Нам рассказал АбдульУаси’ аль Абхари, от Абу аль Фатх аль Мандаи, что ему рассказал УбейдуЛлах бин Мухаммад бин Абу Бакр аль Бейхакы, что ему рассказал Джадди Абу Бакр, что ему рассказал АбдуЛла бин Юсуф, что ему рассказал Ибн аль Араби, что ему рассказал Аль Хасан бин Мухаммад аз За’фарани, что ему рассказал Рух бин ‘Ибада, что ему рассказал Хишам бин Абу АбдуЛла, от Катады, от Анаса, что пророк, , сказал: «Верующие будут собраны в Судный день, и они будут озадачены этим и скажут: «Если бы мы попросили (кого-нибудь), что бы заступился за нас перед нашим Господом, что бы Он избавил нас от этого места». И они придут к Адаму и скажут: «О, Адам, ты отец всех людей, Аллах сотворил тебя Своей рукой, и приказал Своим ангелам поклониться тебе …». И до конца хадиса, сошлись на его достоверности аль Бухари и Муслим


Так же они (Аль Бухари и Муслим) привели его от Абу Хурейры.


32 – С тем же иснадом до Абу Бакра аль Байхакы, что ему рассказал Абу Тохир аль Факых, что ему рассказал Абу Хаамид бин Биляль, что ему рассказал Абу Зур’а, что ему рассказал Хишам бин Мухаммад , что ему рассказал АбудуРобби бин Солих, что ему рассказал Урва бин Рувейм, от Джабира аль Ансари, что пророк, , сказал: «Когда Аллах сотворил Адама и его потомство, то ангелы сказали: «О Господь, ты создал их, они едят, пьют, женятся и ???, сделай же для них эту жизнь а для нас последнюю». И сказал Всевышний: «Того, кого Я сотворил Своими руками и вдохнул в него от Своего духа, я не сделаю подобно тому, кому Я сказал «Будь» и оно стало».[28]


33 – Передается от Аш Шу’би, что он слышал Аль Мугыра бин Шу’ба, как тот сказал: «Муса спросил Своего Господа: «О, Господь мой, сообщи мне, кто же будет иметь самое высокое положение в раю»? Он ответил: «Это те, кого Я выбрал и возвысил Своей рукой и запечатал. И не видел этого глаз и не слышало это ухо и сердце не может это представить». Привел Муслим[29].


34 – Достоверно пришло от Нафи’ бин Умара аль Джамхи, что он сказал: «Я спросил Ибн Абу Мулейка о руке Аллаха, она одна или их две? Он ответил: «Нет, их две».


И это пришло от Ибн Абу Мулейк через нескольких табиинов. Это привел Ад Дарими, в опровержении на Бишра, от Саида бин Абу Марьяма от Нафи’, от Ибн Умара[30].


35 – Пришло достоверно от Ибрахима бин Аль Хакяма бин Абан, но он является слабым, от его отца, что он сказал: «Передается от Икрима: «Поистине, рука Аллаха не касалась ничего, кроме трех вещей: Сотворил Адама Своей рукой, засадил рай Своей рукой и написал Таурат Своей рукой».[31]


36 – Ахмад бин Ханбаль сказал, что ему рассказал Абу аль Мугыра, что ему рассказала Абда от ее отца Халеда бин Ма’да, который сказал: «Поистине, Аллах, никого не трогал Своей рукой, кроме Адама, создал его Своей рукой».[32]


37 – Пришло достоверно от Зейда бин Асляма: «Поистине Аллах, когда написал Таурат Своей рукой, то сказал: «Во имя Аллаха, это – книга Аллаха (которую Он написал) Своей рукой Своему рабу Мусе». Это привел АбдуЛлах бин Ахмад в опровержении на джахмитов, от своего отца от Хусейна бин Мухаммада, который сказал, что ему рассказал Мухаммад бин Мутарриф от Зейда бин Асляма[33].


38 – Передал Ауф Аль А’раби от Вардана Абу Халед, который сказал: «Аллах сотворил Адама Своей рукой и сотворил Джибрииля Своей рукой, и сотворил Арш (Трон) Своей рукой, и сотворил Калям (Перо) Своей рукой и написал Книгу, которая у Него Своей рукой».[34]


39 – Усман ад Дарими передал от Мусы бин Исмаиля, что ему рассказал Абу Авана, от Ато бин Саиба, от Майсара, что он сказал: «Поистине, Аллах никакое из Своих творений не трогал рукой, кроме трех: сотворил Адама Своей рукой, написал Таурат Своей рукой и засадил райские сады Своей рукой». Он привел это в своем опровержении на Аль Мариси.[35]


40 – Так же привел в ней от Мухаммада бин Манхаля, что ему рассказал Язид бин Зари’, что ему рассказал Саид бин Абу Урва, от Катады, от Анаса от Ка’ба и упомянул похожий хадис[36].


41 – Так же привел в этой книге от Мусаддада, что ему рассказал Яхья, от Шу’ба, что ему рассказал АбдуЛлах бин Саиб, что тот слышал Абу Катаду, это один человек из Мухариб, что тот слышал как Ибн Масуд говорит: «Какой бы человек не пожертвовал бы садака, то оно сперва попадает в руку Аллаха, до того, как попадает в руку просящего».[37]


42 – Так же он привел от  Ар Раби’ бин Нафи’, от Муавия бин Саляям, от Зейда бин Саляям, что тот слышал Абу Саляяма, как тот сказал, что ему рассказал АбдуЛла бин Амир, что Кайс Аль Канадий рассказал Аль Валиду, что Абу Саид аль Хайр аль Анмари рассказал ему, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, мой Господь пообещал мне, что из моей уммы семьдесят тысяч зайдут в рай и каждая тысяча будет заступаться (еще) за семьдесят тысяч. Затем насыплет мне Своей ладонью три пригорошни».[38]


43 – С тем же иснадом передается до Аль Байхакы, что ему рассказал Абу Наср бин Катада, что ему рассказал Мухаммад бин Аль Мумаль, что ему рассказал Аль Фадль бин Мухаммад аш Ша’рани, что ему рассказал Исмаиль бин Абу Увейс, что ему рассказал его отец, от Ауна бин АбдуЛла бин Аль Хариса из потомков Науфаля, от его брата АбдуЛла, от его отца АбдуЛла бин Аль Хариса, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах три вещи сотворил Своей рукой: сотворил Адама Своей рукой, написал Таурат Своей рукой и засадил Аль Фирдаус Своей рукой».[39]


Этот хадис мурсаль[40], в нем есть довод на то, что книги это как творения, т.е. сотворены нарисованные буквы Таурата, а касательно того, что там написано, то это уже Его речь Свят Он и Велик.


44 – Абу Бакр Аль Байхакы сказал: «А что касается Его слов: «Что помешало тебе совершить земной поклон тому, кого Я сотворил Своими обеими руками». Нельзя толковать это как плоть, т.к. Он, Свят Он и Велик, нельзя приписывать Ему разделение на части-органы. И так же нельзя это толковать как «Сила», «Власть», «Милость» или как «Связь». Потому что в таком случае нет разницы между Адамом и Иблисом, и тем самым аннулируется превосходство Адама над Иблисом, о котором было упомянуто, т.к. аннулируется смысл этой особенности. И ничего не остается, кроме как толковать что это два сыфата, но не таким образом, что бы это было непосредственное прикосновение.


45 – Наш шейх[41], да будет доволен им Аллах, сказал: «То что Абу Бакр аль Бейхакы отрицал непосредственное прикосновение, то на это абсолютно нет доводов и предания противоречат его словам».


46 – Передается от Абу Саида, от посланник Аллаха, , что он сказал: «Земля в Судный день будет как хлеб, скрутит ее Могучий Своей рукой, подобно тому, как каждый из вас скручивает свой хлеб для поездки». Сошлись аль Бухари и Муслим на его достоверности.[42]


47 – Пришло достоверно от Абу Яхья, от Муджахида, что он (делая тафсир словам Всевышнего): «И небеса будут скручены Его правой рукой», сказал: «Обе руки Милостивого правые» И я спросил: «А где же тогда будут люди в тот день»? Он ответил: «На мосту над адом». Это привел Исраиль от Абу Яхья[43].


48 – Бакыя передал, что ему рассказал Аз Забиди, что ему рассказал Рашид бин Саад, от АбдуРрахмана бин Катада ан Насри, от Хишама бин Хакиима, что один человек пришел к посланнику Аллаха, , и спросил: «Начинать ли совершать деяния или уже все предопределено»? И посланник Аллаха, , ответил: «Поистине Аллах взял потомков Адама из его спины и сделал так, что бы они засвидетельствовали сами против себя. Затем поместил их в Свою ладонь и сказал: «Эти – для рая, а эти для огня».


Это привел Аль Байхакы в «Ас Сыфат» и сказал: «Нам рассказал Абу Наср бин Катада, что ему рассказал Абу Амр бин Матр, что ему рассказал Исхак бин Ибрахим бин Абу Хассан, что ему рассказал Хишам бин Халед, что ему рассказал Бакыя и упомянул его».[44]


49 – Нам рассказал Абу АбдуЛла, что ему рассказал Аль Асамм, что ему рассказал Ас Саганий, что ему рассказал Абу Солих, что ему рассказал Яхья бин Аюб, от Яхья бин Абу Усейд, от Абу Фарраса, вольноотпущенника АбдуЛла бин Амра, от АбдуЛла бин Амра, что тот сказал: «Когда Аллах сотворил Адама, то потряс его, подобно сумке (мешку) и как будто черви попадали с него. Затем Он сжал две горсти и сказал той, которая в правой: «В раю», и сказал той, которая в другой (руке): «В огне».[45]


50 – С тем же иснадом нам рассказал Абу Ат Тохир аль Факых, что ему рассказал Абу Бакр Аль Каттан, что ему рассказал Абу аль Азхар, что ему рассказал Вахб бин Джарир, что ему рассказал его отец, от Кульсум бин Джабр, от Саида бин Джубейра, от Ибн Аббаса, от пророка, , что он сказал: «Аллах взял договор со спины Адама и когда Он вывел с его спины все потомство и расселил их, то поделил их на две руки и сказал: «Не Я ли ваш Господь»? Они ответили: «Конечно»».[46]


51 – Пришло достоверно от Ибн Аджляна, что Абу аль Хаббаб Саид бин Ясар рассказал ему от Абу Хурейры, что посланник Аллаха, , сказал: «Какой бы верующий раб не подал бы садака из благого, а Аллах не принимает ничего, кроме благого, то он подает его в руку Милостивого, или в ладонь Милостивого. И Он хранит ее (садака),, подобно тому, как каждый из вас хранит свое дитя, до тех пор, что даже финик будет размером с огромную гору». Этот хадис – достоверный[47].


52 – Передается от Ибн Умара, что посланник Аллаха, , сказал: «Скрутит Аллах небеса, затем возьмет их Своей правой (рукой), затем скажет: «Я – Царь». И скрутит земли Своей левой (рукой), затем скажет: «Я – Царь, где же могучие, где же гордецы»? Это привел Муслим от Абу Бакра бин Абу Шейба, от Абу Усамы, от Умара бин Хамза, от Салима, от Ибн Умара[48].


53 – И его передает Аль Бухари от Мукаддама бин Мухаммада, от его дяди Аль Касима бин Яхья, от УбейдуЛла, от Ан Нафи’, от Ибн Умара, от посланника Аллаха, , что он сказал: «Сожмет Аллах землю Своей левой (рукой), а небо будет в Его правой (руке), затем скажет: «Я – Царь».[49]


Хадисов, утверждающих существование руки у Аллаха, много. Теперь же – некоторые высказывания имамов и ученых относительно описаний Аллаха, Свят Он и Велик.


54 – Бакыя передает от Аль Ауза’и, что тот сказал: «Аз Зухри и Махкуль говорили: «Оставьте эти хадисы так, как они пришли (т.е. не толкуйте)»».


55 – Пришло от Аль Валиида бин Муслима, что он сказал: «Я спросил Малика бин Анаса, Суфьяна ас Саури, Ал Лейса бин Саада и Аль Ауза’и относительно преданий по теме описания (Аллаха) и они ответили: «Проходите  их так, как они пришли»».


56 – Аль Лялякяи передал со своим иснадом от Мухаммада бин Аль Хасана , ученика Абу Ханифы, что тот сказал: «Все ученые с востока до запада единогласны в том, что нужно верить в Коран  и хадисы, которые пришли через достоверных передатчиков от Посланника Аллаха, , относительно Качеств       Господа, Свят Он и Велик, без того, что бы толковать или описывать, или уподоблять. А тот, кто будет что-либо толковать, тот сошел с того на чем был Пророк, , и отступил от общины. И тот, кто скажет то, что сказал Джахм, тот отступил от общины, т.к. он описал Его описанием как «ничто».


57 – Аль Ауза’и сказал: «Держись за предания от праведных предшественников, даже если тебя оставят люди. И не бери мнения людей, даже если они словами приукрасят это для тебя».


58 – Аль Хасан аль Басри сказал: «Муторриф толковал эти предания такими словами, что никто до него и после него этого не говорил. Его спросили: «А что это (за слова) о Абу Саид»? Он ответил: «Хвала Аллаху частью веры в Которого является отсутствие знания о том, чем Он Себя не описывал»».


59 – Суфьян бин ‘Уейна сказал: «Все, чем описал Себя Аллах, то как это читается и есть толкование этого, без того что бы уподоблять или задаваться вопросом «Как»?».


60 – Афлях бин Мухаммад сказал: «Я сказал Ибну Мубараку: «О, Абу АбдуРрахман, поистине я порицаю от себя описывать Господа». И он ответил ему: «Я сильнее всех людей порицаю это, однако, если Книга говорит что-то, то мы тоже это говорим, и если пришли предания о чем-то, то мы идем по этому».


61 – Абу Убейд Аль Касим бин Салям сказал: «Мы никого не застали, кто бы истолковали эти хадисы, и мы тоже не будем их истолковывать».


62 – Аш Шафии передавая от Юнуса бин АбдульА’ля, и он был спрошен относительно описаний Всевышнего Аллаха, он сказал: «У Аллаха есть такие Имена и Описания, которые никому из творений Аллаха нельзя отрицать, если до него дошел довод, т.к. Куран был ниспослан с ними, и пришло это достоверно от посланника Аллаха, , что он говорил это. А если будет противоречить этому после того, как дошел до него довод,[50] то такой оправдывается по невежеству, т.к. знание об этом не познается ни разумом, ни размышлениями, ни идеями».


63 – Нам рассказал Исмаиль бин Абу Амр аль Му’аддаль, что ему рассказал имам Абу Мухаммад бин Кудама в 617 г., что ему рассказал СаадуЛла бин Наср бин Ад Даджаджи Абу аль Хасан аль факых, что ему рассказал Аз Захид Абу Мансур Мухаммад бин Ахмад аль Хайат, что ему рассказал АбдульГаффар бин Мухаммад, что ему рассказал Абу Али бин Ас Сауаф, что ему рассказал Башар бин Муса, что ему рассказал Абу Бакр аль Хумейди, который сказал: «Основы сунны, и упомянул некоторые вещи, затем сказал: «И то, о чем сообщил куран и хадис, например, Его слова: «И сказали иудеи, что рука Аллаха скованна (т.е. Он жадный и ограничивает их в пропитании),  это их руки скованны (Всевышний Аллах сделал дуа против них, что бы они были скупыми и жадничали расходовать на благие дела. Аль Маида 64. «И небеса будут свернуты Его правой (рукой. Аз Зумар 68. И подобное этому -  мы не добавляем ничего и не толкуем, и останавливаемся на том, на чем остановился Куран и Сунна и мы говорим: «Милостивый Возвышен над Троном». А тот, кто утверждает что-либо другое, тот заблудший джахмит».


64 – Абу Бакр Аль Халляль сказал, что ему рассказал Аль Маруази сказав: «Я спросил Абу АбдуЛла, т.е. Ахмада бин Ханбаля относительно преданий описаний (Аллаха) и он ответил: «Мы проходим их так, как они пришли».


65 – Мне рассказал Али бин Аль Хусейн, что Ханбаль рассказал им сказав: «Я спросил Абу АбдуЛлаха (Ахмада) о передаваемых хадисах: «Поистине Аллах спускается на небо дунья» и «Поистине Аллах видит», и «Поистине Аллах положит Свою стопу» и подобных им? И он ответил: «Мы верим в них и подтверждаем их, но не задаемся вопросом «Как?», и не толкуем смысл. И ничего из этого не отвергаем, если они были с достоверными иснадами, и не отрицаем от Него ни одно описание из-за того, что оно может показаться неправильным».[51]


66 – Абу Иса Ат Тирмизи в своей книге «Аль Джами’» сказал: «Относительно хадисов про описание (Аллаха), как хадис о нисхождении, или упоминании ноги, и про стопу, и про руки, то ученые сказали: «Мы во все это верим и не задаемся вопросом «Как?» и «Почему?». Вместе с тем, мы убеждены что в этом почет и отрицаем приравнивание или уподобление. А тех, кто отрицают это, ученые относят к джахмитам. Но правильным будет оставлять их так, как они пришли, так сказал Малик, Аш Шафии, Ас Саури, Ибн ‘Уейна, Ибн Мубарак и все ученые по хадису и ученые ахле сунна уаль джамаа. А что касается джахмитов, то они сказали: «То что в этих хадисах – уподобление, а затем начали их ис толковывать».


Ученые сказали: «Это всё – Его описания, а уподоблением будет лишь если сказать: «Слух такой же, как наш слух и Рука такая же, как наша рука».


67 – Имам имамов, Абу Бакр Мухаммад бин Исхак бин Хузейма сказал: «Сообщения (Сунны) на тему Качеств Аллаха соответствуют Книге. Их передавали более поздние ученые от праведных предшественников, таким образом описывая Аллаха и познавая Его, и веруя в Него. И нужно принимать то, о чем было сказано без того что бы истолковывать или отрицать, и оставить вопрос «Как?», и не уподоблять».


68 – Имам[52] Абу Аль Хасан Али бин Исмаиль аль Ашари в своей книге «Макалят аль ислямийин уаль мусаллин», после того как упомянул хавариджей, рафидитов и джахмитов, потом сказал: «Высказывания ахле сунна и ахле аль хадис – это подтверждение (веры) в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, верить в то, с чем он пришел от Аллаха, и в то, что передали от посланника Аллаха, , достоверные люди». И до момента, где он сказал: «Поистине, Аллах на Своем Троне, как Он об этом сказал: «Милостивый Возвышен над Троном». И то, что у Него есть две руки, без того, что бы спрашивать «Какие?», как Он об этом сказал: «…что Я создал Своими обеими руками»». И дальше он упомянул остальные высказывания примерно на две страницы, и в конце сказал: «И те их высказывания, которые мы упомянули, мы тоже так говорим и следуем этому».


Эти же высказывания передал имам Абу Бакр бин Фаурак в книге «Аль Хиляф бейна Ибн Кулляб уаль Ашарий».[53]


И в конце всех этих высказываний он сказал: «И это для тебя итог высказываний Абу Аль Хасана аль Ашари, что он был убежден в этих основах, которые и являются правилами ахле хадис и основой их таухида»[54].


69 – Имам Абу Сулейман аль Хаттаби сказал: «Мнение саляф относительно аятов с Качествами Аллаха и таких хадисов, что их нужно принимать по внешнему смыслу, и оставить уподобление и вопрос «Как?»».[55]


70 – Аль Хафиз Абу Бакр аль Хатыб сказал: «А что касается разговора насчет Качеств Аллаха,то  мнение саляф, что они утверждают те достоверные предания в «Ас Сунан» на внешнем смысле и отрицают вопрос «Как?» и отрицают уподобление. И основой в этом является то, что слова относительно Качеств являются ответвлением слов относительно Сущности Аллаха. И если стало известным, что утверждение Господа миров, это всего лишь утверждение Его существования, а не утверждение каких-либо границ или кейфиятов (конкретных форм) - то точно так же утверждение Его описаний, это ни что иное как утверждений их существования, а не утверждение каких либо ограничений или кейфиятов (т.е. как конкретно это всё существует). И если мы скажем: рука, слух, зрение, это всего лишь утверждение описаний, которые Аллах утвердил для Себя. И мы не говорим что смысл слова «рука» - это сила, и не говорим, что смысл слова «Слух и зрение» - это знание. И так же не говорим, что это органы тела или предмет для действий».


71 – Имам Абу Усман ас Сабуний сказал: «Приверженцы хадисов (Ахле хадис) они держаться за Книгу и Сунну и знают своего Господа по Его описаниям, и они не верят в уподобление этих описаний описаниям творений и так же не задаются вопросом «Как?», и не уводят с внешнего смысла в арабском языке, как это делают мутазилиты и джахмиты».


72 – Нам рассказал Исмаиль бин Аль Фарра, что ему рассказал Абу Мухаммад бин Кудама, от Яхья бин Махмуд Ас Сакафи, что ему рассказал его дед Аль Хафиз абу Аль Касим Исамиль бин Аль Фадль аль Асбаханий сказав: «То что пришло в Книге Аллаха или передано с достоверным иснадом на тему Качеств Аллаха, то мнение саляф что они утверждают это и принимают со внешним смыслом, отрицая уподобление. Потому что слова на тему Качеств это ответвление от слов относительно Самого Аллаха. А утверждение Аллаха – это утверждение Его существования, а не утверждение каким образом это происходит. И точно также утверждение Его описаний.


А если кто-либо скажет, что «рука» на внешнем смысле не может быть кроме как плотью и телом.


То мы ответим:  а что же тогда вы говорите относительно рук Всевышнего Аллаха? И если они скажут, что это со смыслом «Сила», то мы скажем, что ведь «Сила» не может быть кроме как «явление», и она не представляется ничем кроме явления (арад).


А если они скажут что со смыслом «плоть» - это она у нас. Тогда отталкиваясь от вашего толкования нет ничего особенного в том, что Аллах Своей силой сотворил Адама, так как. иблиса Он тоже сотворил Своей силой, и так же все остальные творения.


И отталкиваясь от такого толкования, они разрешили сказать: «Поистине, Аллах сотворил иблиса Своими руками»».


В опровержение им мы скажем, что уже было упомянуто, что Аллах Своей рукой сотворил лишь только три вещи, а остальным созданиям Он сказал «Будь» и они стали. И так же не останется разницы между этими (тремя) вещами и остальными творениями.


И почему вы так же сказали: «Поистине рука, по внешнему смыслу своему это ничто иное как орган»? Нет, напротив, рука – это слово, которая несет в себе несколько смыслов, которые меняются в зависимости от того, чья это рука, к какому существу она относится. И если идет речь о животном, то она будет со смыслом органа из плоти, а если будет скульптурой из металла или камня, то она будет со смыслом металла или камня. А если будет высечена  на стене, то она (рука) будет высеченной. А если Он является Тем, что нет Ему подобного, то и Рука будет той, которой нет подобия, и которая не является телом.


И если мы скажем, например: «У меня медный идол у которого есть две руки и две ноги, может ли кто-нибудь подумать, что его руки и ноги это органы из плоти и крови»?!


И если я скажу: «У меня есть деревянная вырезка с двумя ногами, придет ли в голову, что они так же из плоти»?!


И если я скажу: «Какие же смелые руки у Зейда, которыми он пишет", разве внешне с этих слов видно что его руки не являются плотью»?


Или же если я скажу: «Поистине Аллах, Свят Он и Велик, нет ничего подобного Ему, и Он не является телом и явлением, и Он сотворил Адама Своими обеими руками. Может ли разумный человек подумать, что Его почетные руки это: тело, явление, плоть и т.п.


И точно также, если ты скажешь:


73 – «Сердца рабов (находятся) между пальцами Аллаха, Свят Он и Велик».[56]

74 -  «Поистине Аллах не одноглазый».[57]

75 – «… пока Господь величия не положит на него (т.е. на ад) Свою стопу».[58]

76 -  Или: «Наш Господь удивляется молодому человеку, у которого нет страсти».[59]


И подобно тому, как Его, Свят Он и Велик, невозможно представить в мыслях и вообразить в голове, точно так же Его руки и остальные описания, их невозможно представить в мыслях и вообразить в голове. И точно так же если я скажу: «Какой-то человек обладатель руки  в городе». Может ли прийти в голову слушающего, что это орган в данном контексте? Или когда Всевышний Аллах сказал: «Поистине в этом напоминание для того, у кого есть сердце». Каф 37. Можно ли понять, что тут идет речь о куске мяса? Нет, все что можно тут понять, что подразумевается здесь то что является результатом руки и сердца из похвальных качеств, как владение в городе, и тому подобное.


И если это так, то описание каждой вещи будет в зависимости от нее. И если мы смогли представить какую-либо вещь, то мы сможем представить и ее описания. А если мы не можем представить эту вещь, то мы отрицаем представление и ничего не представляем. Это то, в чем нет сомнений».


А если кто-то скажет, в обычаях уже стали понимать, что рука – это всем известный орган из плоти, то мы скажем, что в обычаях так же уже стали понимать, что знание, слух, зрение – это явления, которые бывают с телом, какая же тогда разница?


А если кто-либо скажет, что Его обе руки это со смыслом две милости, то мы ответим, что милостей Аллаха не сосчитать, а что же это за две особенные из общего числа?![60]


И так же, милости Аллаха – это творения, как же Аллах сотворил Адама посредством творений, иблис в таком случае будет более почетен, нежели Адам, т.к. иблиса Аллах сотворил без посредника. И так же так не говорится: «Я своими двумя руками сделал то-то», имея ввиду свои две милости. А тот, кто доказывает это со стороны языка, тот клевещет на язык и говорит то, о чем не знали истинные арабы.


Так же можно сказать, что мы знаем без сомнений, что сподвижники и их последователи (табиин), и те, кто пришли после них, что среди них были и бедуины и неучи, были и женщины и дети и т.п. кто не знал бы такого толкования, но вместе с этим они слушают эти аяты и хадисы относительно описаний (Аллаха). И так же об этом в присутствии большого скопления людей рассказывали имамы из числа сподвижников и табиинов,  и ни одно описание ни разу они не истолковывали, а оставляли этих простолюдинов на их понимании и на их естестве.


И если бы истолкование было бы допустимым, то они бы первыми устремились бы к этому, так как это отрицание уподобления и придания тела если согласится с ложным заявлением тех, кто заявляет, что из внешнего смысла этого, уместного для Аллаха, понимается что у Аллаха есть тело. И напротив, когда выявился Аль Джахм бин Сафуан, и он первый кто начал истолковывать, то имамы, жившие в его время, объявили его нововведенцем, такие как Суфьян бин Уейна, Аль Фадыль бин Ияд, Ибн Мубарак, Абу Юсуф, Мухаммад бин Хасан, АбдуРрахман бин Махди, Аш Шафии, Ахмад и Исхак, а другие имамы которых не сочтёт никто, кроме Аллаха. И среди них были и те, кто обвинили его в неверии, и были те, кто дозволили убить его.


И мы не начали это, и не намекаем, что бы кого-то тут порицать, достаточно нам его опровержений, которые были до нас, и опровержений его последователей как Бишр аль Мариси и Ибн Абу Дуад.


Мы скажем, что у Всевышнего Аллаха есть Рука хакыкатан (настоящая, на внешнем смысле), подобающая Ему, и не вытекает из этого ничего порицаемого, типа уподобления, или придания тела" (конец слов имама Ат Тейми).


77 – А вот слова Ибн Аббаса: «Нет в этом мире ничего того, что было бы в Раю, за исключением названий».[61]


78 - Пророк, , сказал: «В раю то, что не видел глаз и не слышало ухо, и не представлялось в сердце человека».[62]


Мы знаем, что в раю будут фрукты, пальмы, гранаты хакыкатан, но это не будет тем же самым что и в этой жизни с какой бы то не было стороны. Ты видишь, что творения в этой жизни отличаются с творениями в раю, за исключением названий. И точно так же отличаются Его описания и описания Его творений, за исключением названий. Любое описание имеет является хакыкой в зависимости от того, что оно описывает, и не является маджазом (переносным смыслом), несмотря на то, что названия схожи.


Разве ты не видишь, что если я скажу: «Я видел ‘Аайн (عين – это слово на арабском языке имеет много смыслов, которые определяются по контексту)», то есть вероятность, что я видел глаз человека, или солнечный диск, или шпиона кафиров, и только лишь когда я отнесу это слово к кому то, или конкретизирую, или в контексте слов будет указание на того, к кому оно отнесено, то уходит неясность и это слово становиться основным в понимании слушающего. Например, если ты скажешь: «Я видел ‘Айн (источник) воды», ты употребил это слово в контексте с водой. Или ты скажешь: «Я видел ‘Айн  (источник) текущий». Всевышний сказал: «Там есть источник текущий». Аль Гашийа 12. Или то, что идет дальше и толкует это слово, и неясность так же уходит. Или ты скажешь: «Я плавал в ‘Айн (источнике)», или «Я видел ‘Айн (источник) с большим количеством рыбы в нем», и точно так же все остальное.


И мы это говорим, что все описания Всевышнего Аллаха устанавливаются только Книгой или сунной. Поразмышляй же над этим, задумайся над собой честно и справедливо.

 

И мы просим Великого Аллаха, что бы Он направил нас и вас к истине, к Своему правильному пути, и что бы даровал нам благоразумие.


И каждый из нас если оставит страсти, то поймет, что должен стремиться за истиной и верным руководством.


Просим Аллаха, что бы Он сделал нас и вас из числа тех, кто держится за сунну. И нет силы и мощи ни у кого, кроме Великого Аллаха.

 

Это последние слова шейха имама Аз Захаби, рахимахуЛлах.




[1] Передал его Ибн Манда, в "Аль Иман", 11, и ад Даракутни в "Ас-Сунан", и сказал мухаккык книги что иснад достоверен


[2] Его привел Муслим №2787, 2788, Абу Дауд в своем «Ас Сунан» №4732 и от него его привел Аль Байхакы в «Аль Асма» № 705.


[3] Передал его Абу Я'ла в "Муснаде", 5558, и Ибн Джарир ат Табари в "Тафсире", 24-28


[4] Передал его Абдур-Раззак в аль-Мусаннаф, 11-106


[5] Передал его Ад Даракутни в "Ас-Сыфат", 14-35, и ас-Суюты возвел его к тафсиру Ибн Мардавейхи, и такой же асар передан от Ибн Аббаса в тафсире Ибн Джарира.


[6] Аль Бухари № 4684 и Муслим №993.


[7] Муслим №1827.


[8] Муслим №2788


[9] У Ибн Арафа окончание хадиса. Передал его Ибн Арафата в джузе, 9-47, и у Муслима он 4-2139


[10] Аль Байхакы 2/124, и Ибн Аби Дунья, и в его иснаде есть слабые моменты. И также это передано от Ибн Аббаса и Абу Саида, и в иснадах также есть некоторая слабость


[11] Передали аль Лялякаи, 4-663, и Ибн Батта, 1335, и Абдур Раззак, 11-123


[12] Передал аль Харави в "Даляиль ат Таухид", 25-73, и аль Баззар, и сказал аль Хейсами: "Его передатчики достоверные" (Маджму аз заваид, 3-72). И также это передано от Ибн Масуда, у аль Харави, 25-73


[13] Аль Бухари №3194 и Муслим №2751.


[14] Ибн Батта №227, и все его пути в них есть некоторая слабость


[15] Передал от Абдуль Вахида ад Дарими, в опровержении Бишру аль Мариси, 35, 90, и аль Лялякаи, 3-429


[16] Передал аль Хаким ат Тирмизи, в ар Родд аля аль Муаттыля, 96, и Абдуллах Ибн Ахмад в Ас-Сунна, 1-295


[17] Привел его в "Аль Ибана", 236


[18] Передал его ад Дарими, в опроержении Бишру аль Мариси, 34, сказал Ибн аль Каййим: "Его иснад достоверный", см. "Мухтасар ас-сауаик", 248


[19] Привел его в «Аль Ибана» 237, и Ибн Джарир ат Табари в тафсире, 24-25


[20] Привел Муджахид в своем Тафсире на стр. 580.


[21] Привел Ибн Батта в «Аль Ибана» 1334.


[22] Передал Ибн Аби Асым в "Ас-Сунна", 1-49, и аль Фирьяби, 231, и аль Аджурри в "Аш Шариа", 175


[23] Передал Муслим, 2-702, и аль Бухари муаллякан, 13-415


[24] Аль Байхакы 2/153, Ибн Манда в "Ат Таухид", 484, и другие


[25] Передал Ибн Манда в "Ар Родд аля аль Джахмия", 29-58, и Ибн Батта, 1633


[26] Ибн Хузейма в "Ат Таухид", 1-160, аль Хаким, 1-64, и другие


[27] Аль Бухари, 6614. и Муслим, 4-2042


[28] Аль Бейхакы в аль Асма уа ас Сыфат, 877


[29] Муслим №189.


[30] Ар Родд аля аль Бишр, 38


[31] Абдуллах Ибн Ахмад в Ас-Сунна, 573, и Ан Наджад, 67, и другие


[32] Абдуллах Ибн Ахмад в Ас Сунна, 574, и аль Хаким ат Тирмизи, 96


[33] Абдуллах Ибн Ахмад в Ас Сунна, 576, и ан Наджад, 67.


[34] Ибн Батта в «Аль Ибана» №230, Абдуллах Ибн Ахмад в Ас Сунна, 573, и ан Наджад, 68.


[35] Он привел его в своем опровержении на Бишра на стр. 35.


[36] Он привел его в своем опровержении на Бишра на стр. 35


[37] Привел это в своем опровержении на Бишра на стр. 36


[38] Он привел его в своем опровержении на Бишра на стр. 37, и привел это Ибн Аби Асым, 2-380, и пути этого хадиса разьяснил Ибн Хаджар в аль Исоба, 4-89


[39] Передал аль Бейхакы 692, Абу аш Шейх, 5-1555, аль Хаким ат Тирмизи, 96,  и другие


[40] Т.е. АбдуЛла бин Аль Харис не слышал от пророка, .


[41] То есть шейх уль Ислам Ахмад Ибн Теймия


[42] Аль Бухари №6520 и муслим №2792.


[43] Ад-Дарими в "Ар Родд аля аль Мариси", 36, и аль Бейхакы в "Аль-Асма уа ас-Сыфат", 809, и также ад Дарими передал это от Аиши


[44] Передал аль Бейхакы, 2-145, и Ибн Манда, в ар родд аля аль Джахмия, 54, и Ибн Батта, 1-305, и другие


[45] Привел Аль Байхаки 2/148, Ибн Вахб в "Аль-Кадар", 10-94,


[46] Аль Байхакы 2/149, имам Ахмад, 1-172, Ибн Аби Асым, 1-89, и другие. И некоторые ученные утвердили, что это не слова пророка, а слова сподвижника, см. тафсир Ибн Касира 2/262.


[47] Ан Насаи в "Ан Нуут", 4-418, Ахмад, 2-431


[48] Передал аль Бухари муаллякан 7418, и Муслим, 2148 с непрерывным иснадом


[49] Аль Бухари №7413 (подобный этому хадису)


[50] У Ибн Кудама: «То такой – кафир, а если до того как до него дошел довод, то он оправдывается по невежеству, т.к. знание об этом…»


[51] Передачи Ханбаля Ибн Исхака от Ахмада содержат странные вещи, как сказали об этом ученые ханбалиты, и среди них отрицание смысла как в этой передаче.(примечание Абу Мусы)


[52] В наименовании аль Ашари имамом может быть ошибка, и видимо имам аз Захаби из тех ученых, кто склонился ко мнению о его полной таубе, однако даже это не делает его имамом, как разьяснил это имам Ибн аль Мибрад аль Ханбали, и разьяснил его положение в общем, в своей книге "Джам' аль джуюш уа ад дасакир аля Ибн Асакир". И тоже самое касается остальных ашаритов, как Ибн Фаурак, которого казнил за еретичество султан Сунны Махмуд Ибн Сабкаткайн, и других. (примечание Абу Мусы)

 

[53] Указал на это Ибн Таймийа в «Накд ат тасис» 2/332 и это привел Аз Захаби в «Аль Улюу» №499.

 

[54] Да, однако нарушил всё это Ибн Фаурак своей книгой "Ат Тауилят ли ахбари ссыфат", где истолковал почти все сыфаты Всевышнего Аллаха, да воздаст ему Аллах по заслугам. И опровергли на него ученые ахли Сунна эту книгу (примечание Абу Мусы)


[55] Имам Абу Сулейман аль Хаттаби оставил в конце жизни ашаритский мазхаб и стал на путь Сунны, как это очевидно в его книге "Шиар ад Дин", из которой здесь цитирует имам аз Захаби. И даже ан Навави отметил, что эту книгу он написал не на пути мутакаллимов (примечание Абу Мусы)


[56] Муслим 4/2045


[57] Аль Бухари 13/90, Муслим 1/155 и др.


[58] Аль Бухари 8/594, Муслим 4/2186 и др.


[59] Его привел Ахмад 4/151, Аль Байхакы 2/417 и др.


[60] См. «Ат Таухид» у Ибн Хузейма 1/151,198


[61] Ибн Аби Хатим 1/89 и др.


[62] Аль Бухари 8/515 и Муслим 4/2175.

__________________

Поделиться материалом:

Добавить комментарий

Ассаламу алейкум братья и сестры! Уведомляем вас и просим нас понять: у администрации физически нет времени отвечать на все комментарии и вопросы, и мы будем стараться отвечать по мере нашей возможности, однако просим не обижаться, в случае отсутствия ответа на ваш вопрос.
- Также просим воспользоваться поиском, перед тем как задавать вопрос, поскольку на многие популярные вопросы уже подробно отвечено
Джазакуму Ллаху хейран!


Защитный код
Обновить