Joomla Slide Menu by DART Creations

Вход пользователя



Фикх - Разные вопросы

Рейтинг пользователей: / 7
ХудшийЛучший 
Можно ли служащему принимать подарки на работе?

Вопрос: Ассаляму алейкум. Я работаю в детском саду для детей мусульман, стараемся иншаАЛЛАХ воспитать их в исламе. Нам, воспитателям и учителям, сказали что для нас не дозволено принимать какие либо подарки от родителей наших детей помимо нашей официальной заработной платы, учитывая то что все родители и работники являются мусульманами, альхамдулиЛлях, приравнивать эти подарки к взяткам я не вижу с мысла и сами родители говорят что это ради Аллаха. А довод на запрет принятия этих подарков привели такой, не знаю как именно звучит этот хадис, но иншаАЛЛАХ попробую его изложить своими словами. Одному сподвижнику поручили собирать закят за определенную плату. Он с выполненной работой пришел к пророку (с.ав.) и показал ему весь сбор, а затем он показал меч и сказал: а этот меч дали лично мне в подарок, на что Пророк (с.а.в.) ответил: не дозволено тебе брать его, ведь если бы ты сидел дома тебе его не дали бы. Примерный смысл таков. Хотелось бы у знать насколько достоверный этот хадис и насколько он уместен в этой ситуации? И можно ли нам принимать подарки? Этот вопрос повлек за собой большую фитну на работе, ответьте ради Аллаха.


Ответ: Уаалейкум ассалям уа рахматуЛлах.

Пусть Аллах воздаст вам за вашу работу и поможет вам в ней.

Что касается принятия подарков на работе, то это не разрешено, иначе как с разрешения владельца работы, и когда будет защищенность от фитны и уверенность что этот подарок дарится ради Аллаха, а не по какой-то другой причине.

Тот хадис, что вы упомянули – достоверен, передали его аль-Бухари, Муслим, и другие.

Был спрошен шейх Ибн Усеймин: «Группа учительниц организовала торжество в честь директорши из уважения к ее усилиям, которые она затрачивает в школе, и подарили ей подарки в конце года. Есть ли в этом проблема?»

Сказал шейх Ибн Усеймин: «Что касается приглашения на это торжество, то нет в этом проблем, обычное приглашение. Что же касается дарения подарков, то это не разрешено, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выразил порицание мужчине, которого он послал сборщиком закята, а когда он вернулся, то сказал: «Это вам, а это было подарено мне». И тогда Пророк сказал ему: «Если бы он сидел в доме его родителей, подарили бы ему это или нет?» Пришло в Муснаде имама Ахмада, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Подарки работникам — предательство». И также потому, что подарок работнику заставляет его относиться с пристрастием к тому, кто подарил ему это, и закрывать глаза на его небрежности, и предоставлять ему то, чего он не заслуживает. И в общем не разрешено директорше принимать подарки от учительниц, что же касается приглашений, то нет проблем в этом». См. Фатауа Нурун аля ад-Дарб

Сказала аль-Ляджна ад-Даима: «Директор школы — не разрешено ему принимать подарки от учеников и их отцов, потому что все это относится к запрещенному предательству. И пришло достоверно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Подарки работникам — предательство». Это потому, что их принятие является средством к отсутствию справедливости и удовлетворению чьих-то нужд не по праву».См. Фатауа аль-Ляджна ад-Даима, 23/58.

Сказал шейх Фаузан: «Если есть работник и у него фиксированная зарплата и вознаграждение от владельца работы, то не разрешено никому давать ему что-то, поскольку это портит его по отношению к остальным. Поскольку некоторые бедные люди не смогут дать ему ничего». Фатауа аль-Фаузан, 19/53.

Поэтому подарки такого рода в основе запрещены. Однако, если владелец фирмы разрешает это, и есть уверенность что это подарок лишь ради Аллаха, то нет проблем в этом.

Был спрошен шейх Ибн Джибрин: "Я работаю в транспортной фирме, и перевожу фрукты и овощи из Медины в Джидду или Мекку или Рияд, и когда я доставляю их, их владелец дает мне сумму 100-200 риалов, как вознаграждение за быструю доставку ему овощей, и владелец фирмы знает об этом. Мой вопрос- эти риалы которую дали мне как премию, халяль или харам, ответьте, да воздаст вам Аллах благом!

Ответ: "Нам видится, что нет проблем тебе если ты берешь эти деньги, которые платит тебе владелец овощей, и знает об этом владелец фирмы, и хочет этим владелец овощей поощрить тебя за быструю доставку и сохранение овощей от порчи. И так как ты заслуживал это, за твой труд и твою заботу об имуществе, и если доволен этим дающий, и владелец фирмы, то нет препятствий, которые мешали бы взять их, даже если они будут дополнительными к твоей зарплате за которую ты работаешь" См. "Фатауа исламия", 4-347

И говорили и другие ученые, о том, что если имам (как в случае со сборщиками закята) или владелец фирмы разрешит принимать подарки на работе, то можно принимать их, если это подарок из того рода, как вы описали, то есть ради Аллаха, а не из желания добиться чего-то из целей от вас.

Сказал Ибн Батталь: "В халисе Ибн Лутбия довод на то, что подарки работникм обязательно поместить в казну мусульман, и нет у них на эти подарки никакого права, кроме как если они спросят имама об этом" см. "Шарх сахих аль-Бухари", 7-112

Поэтому, если разрешит ваш владелец вам, и в этих подарках точно нет фитны или скрытой подоплёки, то принятие их возможно, а если нет, то нет.

А Аллах знает лучше.
__________________

Поделиться материалом: