Вход пользователя

User Rating: 3 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar InactiveStar Inactive
 
Закят с животных


Виды животных, с которых нужно выплачивать закят


Ученые единогласны в том, что закят выплачивается с: верблюдов, коров и мелко-рогатого скота (бараны и козлы), и привели на это множество доказательств, некоторые из которых придут в своем месте ин ша Аллах.


Далее ученые разногласят относительно лошадей[1], большинство ученых, среди которых оба ученика Абу Ханифы, склонились, что с лошадей, которые не на продажу, не выплачивается закят, даже если они будут свободно-пасущиеся и приобретены для размножения, и все равно они будут рабочие или нет. И их мнение подкрепляет хадис пророка, : «Нет закята на мусульманине с его коня и с его раба».[2] Несмотря на это Абу Ханифа и Зуфар склонились к мнению, что с коней, если они будут свободно-пасущимися, и если среди них будут и жеребцы и кобылы, то с них закят выплачивается, но если будут одни жеребцы то закят не обязателен, т.к. не будет потомства, и т.к. если будут одни лишь кобылы, закят не выплачивается!! И привел в довод слова пророка, : «Лошадь для человека – это: благо, защита и ответственность… (и дальше в хадисе) пусть же не забудет право Аллаха с ее шеи и с ее спины».[3] И сказал Абу Ханифа: «Право с ее шеи – это закят».


А относительно остальных животных как мулы, ослы  и др. то с них закят не выплачивается, если только они не являются товаром, как об этом сказал пророк, : «Лошадь для человека – это благо…». И когда был спрошен про ослов, то сказал: «Все что на меня было ниспослано относительно их, это вот этот единственный аят «А тот, кто сделает благо весом хотя бы с пылинку – видит его»».[4] Аз Зальзаля 7.


Условия обязательность закята с животных.


Есть три условия для того, чтоб закят с животных стал обязательным:

1. Нисаб, и придет разъяснение этому.

2. Чтоб прошел год, как это пришло в хадисе: «Нет закята в имуществе, пока не пройдет год».[5]

3. Чтоб эти животные были свободно-пасущиеся, т.е. большую часть года паслись на пастбищах.


Животные бывают четырех видов.


Животных [Верблюдов, коров и баранов] можно разделить на четыре вида[6]:


1. Эти животные – свободно-пасущиеся, т.е. большую часть года пасутся на пастбищах. И хозяин их держит и для дома и для приплода, как об этом сказал всевышний: «… благодаря ей произрастают растения, которыми вы кормите свой скот». Ан Нахль 10. С такого вида животных нужно выплачивать закят.


2. Эти животные – на откармливание, даже если они и были приобретены как для дома, так и для размножения, однако их хозяин покупает для них корм (сено) или собирает его специально для них, с такого вида животных закят не выплачивается.


3. Эти животные – рабочие, как например, верблюд, которого хозяин дает напрокат для перевозки грузов и для поездок на нем. Или например, бык, который используется для вспахивания и орошения, с такого вида животных закят не выплачивается, это, по мнению большинства ученых,[7] в противоположность маликитам.


4. Эти животные – приготовлены на продажу, с такого сорта животных выплачивается закят как товара, тут уже нужно выплачивать закят даже с одного верблюда, если его стоимость достигает закята, и нет разницы этот верблюд свободно-пасущийся или откормленный, или тот, на котором ездят.

 

Закят с верблюдов

 

Нисаб верблюдов и размер закята, который нужно выплачивать с них.


Кто владеет верблюдами, чье количество не превышает пяти, мужского пола или женского, молодые или взрослые, то закят выплачивать не обязательно. Передается от Абу Саида аль Худри, что посланник Аллаха, , сказал: «Не выплачивается садака со стада, количеством менее пяти верблюдов».[8]


А если уже превышает пять верблюдов, то пророк, , в хадисе от Анаса, когда Абу Бакр отправил ему послание, разъяснил размер закята, который нужно выплачивать. И вот это послание, слово в слово, т.к. в будущем в этом будет большая нужда.


Передается от Анаса, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему послание, когда поставил его правителем над Бахрейном: «БисмиЛляхи АрРахмани, АрРахим. Это обязательное садака, которое посланник Аллаха, , вменил в обязанность мусульманам, и то, чем обязал Аллах Своего посланника. И если кто из мусульман попросят садака должным образом, то пусть даст ее, а если кого попросят сверх нормы, то пусть не дает. Двадцать четыре верблюда, все что менее этого, то за каждые пять верблюдов нужно выплачивать одну овцу. От двадцати пяти до тридцати пяти верблюдов, нужно выплачивать  годовалого верблюжонка женского пола. От тридцати шести до сорока пяти нужно выплачивать  двухгодовалого верблюжонка женского пола. От сорока шести, до шестидесяти, нужно выплачивать трехгодовалого верблюжонка женского пола. От шестидесяти одного до семидесяти пяти, нужно выплачивать четырехгодовалого верблюда женского пола. От шестидесяти семи до девяноста, нужно выплачивать двух двухгодовалых верблюжат женского пола. От девяноста одного до ста двадцати, нужно выплачивать  двух трехгодовалых верблюжат женского пола. А если превышает сто двадцать верблюдов, то за каждые сорок верблюдов выплачивается двухгодовалый верблюжонок женского пола. А за каждые пятьдесят верблюдов выплачивается трехгодовалый верблюжонок женского пола. А если у кого имеется лишь четыре верблюда, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает. А если достигает пяти верблюдов, то нужно выплачивать одну овцу.

Теперь закят с мелко-рогатого скота, со свободно-пасущегося, от сорока до ста двадцати, нужно выплачивать одну овцу. Если превышает сто двадцать до двухсот, то нужно выплачивать две овцы. Если превышает двух сот до трех сот, то нужно выплачивать три овцы. А если превышает три сотни, то за каждую сотню нужно выплачивать одну овцу. А если свободно-пасущихся баранов будет меньше сорока, хотя бы на один, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает.

А с двухсот дирхамов (серебряных), нужно выплачивать одну сороковую часть. А если у него будет лишь сто девяносто, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает».[9]


И основываясь на это хадисе, закят выплачивается согласно следующей таблице:


Количество верблюдов

 

Размер обязательного закята с них

От

До

1

4

Нет с них закята

5

10

15

20

9

14

19

24

Одна овца

Две овцы

Три овцы

Четыре овцы

 

25

 

 

35

Одного «Махад»[10] (это верблюжонок женского пола, которому исполнился один год и пошел второй).

 

36

 

45

Одного «Лябун» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось два года и пошел третий).

 

46

 

60

Одного «Хакка» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось три года и пошел четвертый).

 

61

 

75

Одну «Джаза’а» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось четыре года и пошел пятый).

76

90

Две «Лябун»

91

120

Две «Хакка»


Скажу, это – то количество, которое пришло в хадисе Абу Бакра от посланника Аллаха, , и на этом состоялось единогласное мнение ученых.[11]


А если верблюдов будет больше чем сто двадцать, то, по мнению многих ученых, в противоположность ханафитов,[12] Ан Нах’и и Ас Саури, тут нужно работать согласно следующей таблицы, которая заключается в том, что за каждые пятьдесят верблюдов, нужно выплачивать Хакка, а за каждые сорок – Лябун, и это упомянуто в предыдущем хадисе.


Количество верблюдов

 

Размер обязательного закята с них

От

До

121

130

140

150

160

170

180

190

200

129

139

149

159

169

179

189

199

209

Трех лябун

Одного Хакка и двух лябун

Два Хакка и одного лябун

Три Хакка

Четыре лябун

Три лябун и одного хакка

Два лябун и два хакка

Три хакка и одного лябун

Четыре хакка и[13] пять лябун

 

Вот так нужно поступать, а если десяток не накопился, то прощается, а если накопился круглый десяток, то уже закят увеличивается, будь то хакка или лябун, отталкиваясь от той основы, которую мы упомянули, что за каждые 50 верблюдов, выплачивается одна хакка, а за каждые 40 – одна лябун.[14]


Примечание: То количество, которое упомянуто в таблице, туда входят все виды верблюдов как двугорбые, так и одногорбые и др., т.к. слово «Верблюд» охватывает их всех.


Если нужно платить верблюда определенного возраста, а такого нету, то что делать?


Если нужно платить верблюжонка определенного возраста, а такого среди всего стада не имеется, то пусть выплатит верблюжонка на ступень помладше, такого возраста, когда уже он пригоден для выплаты им закята,[15] и добавит сборщику закята еще две овцы или же двадцать дирхамов [Под дирхамами имеется ввиду доплата, а не стоимость двух баранов]. Или же пусть выплатит верблюжонка на ступень выше, и заберет у сборщика закята двух овец ли двадцать дирхамов. Это касается каждого, для кого закят обязателен.


Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему виды обязательного садака, которое вменил в обязанность Аллах Своему посланнику, : «Тот, чей закят с верблюдов достиг Джаза’а, а у него нету джаза’а, но есть хакка. То пусть отдаст ее и в придачу двух овец, если они есть, или двадцать дирхамов. А тот, чей закят достиг хакка, а у него нету хакка, но есть джаза’а. То пусть отдаст ее, а сборщик закята вернет ему двадцать дирхамов или двух овец. А тот, чей закят достиг хакка, а у него есть только Лябун, то пусть отдаст ее и добавит двух овец или двадцать дирхамов или двух овец[16]. А тот, чей закят достиг Лябун, а у него есть только Махад, то пусть отдаст ее и добавит вместе с ней двадцать дирхамов или двух овец».[17]


Так же из этого хадиса можно заметить следующее[18], что если в наличии нет того, что он должен выплачивать, но есть то, что выше на две ступени или ниже на две ступени, то пусть он ее выплачивает, и разница тогда будет составлять сорок дирхамов или четыре овцы, закрывая тот недостаток. И т.д.


Исключением из вышеупомянутого правила будет следующее, что если он должен выплачивать махад, а у него нету лябун женского пола, но есть лябун мужского пола, то в этом случае он заменяет махад женского пола без того, чтоб добавлять или забирать что-либо сверху. Как это пришло в вышеупомянутом хадисе от Анаса, когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему повеления пророка, , относительно закята, в нем содержится следующее: «А если у него нету махад женского пола как полагается, но у него есть лябун мужского пола, то пусть отдаст его и нет ничего сверху (т.е. не добавляет и не забирает разницу)».[19]


Будет ли достаточным выплатить сверх того, что является обязательным для него?


Выплачивать сверх того, что является обязательным для него, бывает двух видов:


Первое: Если хозяин скота добровольно захочет выплатить того, кто на год старше, как например, он вместо махад выплатит лябун или хакка или джаза’а, то это является дозволенным без каких либо разногласий.[20] И на это указывает хадис Абу ибн Кя’ба, и там сказано, что пророк, , сказал тому, кто привел большую жирную верблюдицу, в тот момент, как на нем лежала обязанность лишь махад - : «Вон та (махад), является твоей обязанностью. Но если ты добровольно пожертвуешь, то мы примем это от тебя, и наградит тебя за это Аллах».[21]


Второе: Если хозяин вместо барана выплатит верблюда, и так же в любом количестве, когда надо выплачивать баранов, если это менее двадцати пяти верблюдов, то тут уже разногласие.


Абу Ханифа, Аш Шафии и более достоверное мнение у маликитов, что этого будет достаточно.


Между тем, ханбалиты склонились к мнению, что этого недостаточно. Потому что он выплатил не то, на что пришли четкие тексты и не из его пароды, и поэтому не будет достаточным.[22] Но некоторые ханбалиты склонились к мнению большинства[23], и возможно это более правильное мнение, ин ша Аллах. Поистине, шариат отменил верблюдов, если их меньше двадцати пяти, проявляя мягкость к их владельцу, а не для того, что бы указать на недостаточность выплаты закята ими, потому что, что-то не сходится, махад будет достаточной за двадцать пять верблюдов и не будет достаточной за двадцать?![24]

 

Закят с коров

 

Нисаб коров и размер закята, который нужно выплачивать с них.


Передается от Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Отправил меня посланник Аллаха, , в Йемен и приказал мне что бы я забирал (закят) с коров (следующим образом): С сорока – одна Мусинна (двухгодовалая телка), а с тридцати – один Таби’ или одна Таби’а (годовалый теленок)».[25]


В этом количестве соединяются буйволы и коровы, т.к. буйвол это породы коровьих по единогласному мнению ученых, и поэтому они объединяются.[26]


Ты видишь, что в хадисе не пришло ограничение на минимальный нисаб, однако большинство ученых склонились к мнению, что закят не является обязательным, если имеется менее тридцати голов. А если достигает тридцати, то нужно выплатить Таби’ (м.р.) или Таби’а (ж.р.) (годовалый бычок или телка), а дальше уже отталкиваясь от следующей таблицы:

 

 

 

Число коров

 

Количество выплачиваемых коров

От

До

1

30

40

60

70

80

90

100

29

39

59

69

79

89

99

109

Закят не обязателен

Таби’ или таби’а (годовалый бычок, или годовалая телка)

Мусинна (двухгодовалая телка)

Два Таби’

Таби’ и Мусинна

Две Мусинны

Три Таби’

Два Таби’ и одна Мусинна

 

И т.д., за каждые тридцать голов – Таби’ или Таби’а, а за каждые сорок – Мусинна. А когда достигнет 120, то, что нужно выплачивать четыре Таби’ или три Мусинны?

Внешне видно, что в таком случае хозяин сам решает, либо выплачивает 4 Таби’ либо 3 Мусинны,[27] а Аллах знает лучше.

 

 

 

 

Закят с баранов

 

Нисаб с баранов и размер закята, который нужно выплачивать с них.


Ученые единогласны в том, что закят с баранов является обязательным, отталкиваясь от того, что пришло в хадисе Анаса, когда Абу Бакр написал ему послание, о котором уже было упомянуто. И так же единогласны в том, что бараны включают в себя и козлов так же, поэтому их нужно объединять, т.к. они относятся к одному виду.[28]


И отталкиваясь от хадиса Анаса, закят с баранов выплачивается в соответствии со следующей таблицей:


Число баранов

 

Количество выплачиваемых баранов

От

До

1

40

121

201

301

401

501

39

120

200

300[29]

400

500

600

Закят с них необязателен.

Одна овца

Две овцы

Три овцы

Четыре овцы

Пять овец

Шесть овец


И т.д., все что превышает 300, то за каждую сотню, нужно выплачивать одного барана, по мнению большинства ученых.


Польза: Животное, которое следует выплачивать как закят, может быть как бараном, так и козлом, мужского пола или женского, это мнение ханафитов, маликитов и Ибн Хазма, и оно – правильное.[30]

 

Общие темы, связанные с закятом с животных

 

Нужно ли выплачивать закят с детенышей?


Ученые разногласят относительно закята с верблюжат, телят и ягнят.[31]


1. Некоторые сказали, что детеныши тоже входят в нисаб и с них нужно выплачивать закят, даже если маленький, и его можно выплачивать как закят. А другие сказали, что нужно примерно высчитать ее стоимость и купить овцу подходящую для выплаты закята.


2. А третьи сказали, что детеныши входят в нисаб, но ими закят не выплачивается, кроме как, если вместе с ним не будет его мама. И без разницы достигают ли одни лишь матери нисаба (без учета детенышей) или нет.


И обе группы привели в довод, предание от Умара, что он сказал своему сборщику закята, Суфьяну бин АбдуЛла ас Сакафий: «Принимай во внимание Сахлят (ягнят), которых выращивает пастух, но не бери их (как закят.[32]


Сахля (ягненок) – это детеныш овцы или козы, мужского или женского пола, в момент рождения.


1. Третьи сказали, что если их матери (без учета детенышей) достигают нисаба, то детенышей тоже нужно считать, это мнение большинства.[33]


2. Ибн Хазм сказал[34]: «Если еще не дорос до такого возраста, чтоб называться «баран» (шаат), даже если называется ягненком или козленком, то нельзя его забирать как за обязательное садака (закят).  И нельзя его заводить в ту категорию, с которой берется садака, пока не исполнится год. А когда исполниться год, то уже можно его готовить на закят и можно его забирать как закят».


Остальные же приводят в довод хадис от Сувейда бин Гафля, который сказал: «Пришел к нам сборщик закята посланника Аллаха, , я подсел к нему, и услышал как он говорил: «Поистине, нашим договором является, что бы мы не брали грудных»».[35] И большинство ученых истолковали этот хадис, что в нем идет речь, что этого грудного не забирают как закят, но нету в этом хадисе указания, что его не нужно считать при подсчете нисаба. И Ибн Хазм сразу вслед за их словами сказал: «Если бы он хотел сказать, что именно этот грудной не берется как закят, то тогда бы он сказал: «… что бы мы не брали грудных». Однако, когда пришел запрет, на то, что нельзя брать как закят грудных, а это обобщенное название на всех, кто еще питается молоком, то будет правильным сказать, что эти грудные вообще не входят в тот состав с которых берется закят».[36]


И так же он (Ибн Хазм), рахимахуЛлах, сказал: «Ученые так же единогласны, что ягнята и козлята не берутся как закят с баранов, и так же ученые согласны, что они (ягнята и козлята) не называются  баранами и поэтому они не могут взять положение баранов. И тем более невозможно, чтоб с них брался закят, и поэтому нельзя их брать как закят, пока не придет четкий текст на дозволенность этого».[37]


Описания, которыми должно обладать животное, которое отдается как закят.


Животное, которое отдается как закят, должно быть среднее, а это указывает на две вещи, одна из них касается сборщика закята [это специальный служащий, назначенный от амира, на сборку закята], а вторая самого хозяина:


1). Сборщик закята не должен выбирать самое лучшее имущество того, кто выплачивает закят, если только хозяин сам добровольно не захочет пожертвовать его. Пророк, , сказал Муазу, когда приказал ему собирать закят с жителей Йемена: «…не забирай лучшее их имущество, и остерегайся мольбы  того, с кем поступили несправедливо, поистине, между этой мольбой и Аллахом нет преграды».[38] И так же передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Мимо меня проходил Умар бин Аль Хаттаб с животными из садака, и увидел среди них уродливую, грудную овечку и спросил: «Что это»? Ему ответили: «Это овца из садака». Тогда Умар сказал: «Что за хозяин отдал ее, в тот момент как сам не желал ее. Не испытывайте людей, не берите лучшее имущество мусульман, однако берите среднее».[39]


2). Что бы хозяин стада не отдавал самое плохое животное, с недостатками, или больное, или с переломом, или дряхлое, у которого уже все зубы повыпадали, или есть дефект, который снижает ее способности и цену. Всевышний сказал: «И не стремитесь раздавать в качестве пожертвования дурное». Аль Бакара 267. И пришло в хадисе от АбдуЛлах бин Му’авия, что пророк, , сказал: «Три вещи, кто их выполнит, тот вкусил сущность имана … и отдает в закят то, что ему было приятным, совершая это каждый год. И не стремится отдать дряхлых, облезлых, больных и молодых, которые дают мало молока. Однако (стремится отдавать) среднее свое имущество. Поистине, Аллах не просит у вас наилучшее ваше имущество, но и не приказывает вам отдавать наихудшее».[40]


Является ли закят обязательным с самого имущества или же с его хозяина? И польза этого вопроса.


У ученых в этом вопросе два мнения[41]:


Первое: Что закят является обязательным с самого имущества. И это мнение большинства ученых, и из этого следует:


А) Если испортилось имущество, после того, как закят стал уже обязательным с него, то закят в этот момент спадает по причине порчи данного имущества.


Б) Если у кого-то было сорок овец, например, то нужно выплачивать одну овцу, и если он ее так и не выплатил за целый год, и у него так и осталось сорок, то за следующий год он уже не должен платить, т.к. эти сорок овец считаются как тридцать девять.


Второе: Что закят является обязательным на самом хозяине. Это мнение ханбалитов и Ибн Хазма, и из этого слудует:


А) Если испортилось имущество, после того, как закят стал обязательным, то он не спадает с долга хозяина.


Б) Если он за первый год не выплатил закят с сорока овец, то на следующий год он должен уже выплатить две овцы. Т.к. первая овца осталась в его владениях и поэтому должен выплатить еще одну опять же с сорока.


Если стадо принадлежит двум партнерам, то как они должны выплачивать закят?


Партнерство, = все равно оно будет полным или же только внешним[42] = превращает оба имущества в одно, отталкиваясь от хадиса «Две разные вещи не собираются, а две одинаковые не разделяются, что бы не отразилось на садака. [А то, что принадлежит двум партнерам, то с ними обращаются как с единым владельцем]».[43] Закят с определенной группы (компании) берется как с единого человека, при следующих условиях[44]:


1. Что бы оба владельца были из числа тех, на ком закят является обязательным (т.е. мусульманами, свободными, владельцами нисаба …)


2. Что бы их смешанное имущество достигало нисаба.


3. Что бы прошел полный год, а если нет, то пусть каждый из них выплатит закят в зависимости истечения года с момента накопления его личного нисаба.


4. Что бы никто из них не мог отличить свое имущество, от имущества других в шести моментах: на пастбище, во время сна, во время питья, во время доения, во время сношения и во время паствы.[45]


Смысл слов пророка, : «Две разные вещи, не собираются, а две одинаковые, не разделяются, что бы не отразилось на садака…».


1. Сотрудничество, по причине которого два имущества становятся как одно, иногда в этом есть облегчение для компаньонов. Как, например, у каждого из них есть по сорок баранов, и если сложить их имущество, то получится восемьдесят, и им двоим нужно будет выплатить лишь одну овцу, в противоположность, если бы они не были компаньонами, тогда бы каждому из них пришлось бы выплачивать по одной овце. Но пророк, , запретил двоим объединяться лишь только для того, что бы уменьшить выплачиваемое садака.


2. А иногда сотрудничество наоборот, создает (некоторые) трудности компаньонам. Как, например, если у них обоих есть сорок баранов, то они должны выплатить одного барана. В противоположность если бы они были бы по отдельности, то никто бы из них ничего бы не выплачивал. И в этом случае запрещается разделяться для того, что бы избежать выплаты закята.


Есть ли еще какие либо изменения по причине партнерства, помимо животноводства?


Мазхаб ханбалитов,[46] что партнерство ни на что не влияет, кроме животноводства. И сказали, что партнерство в животноводстве иногда приносит пользу, а иногда убыток.  А что касается партнерства в чем-либо помимо животноводства, то там идет лишь только убыток хозяину имущества. Т.к. если достигает нисаба, то нужно выплачивать закят в зависимости от той суммы, которой владеешь, а значит нет нужды для соединения имущества. И основываясь на этом, если у каждого компаньона есть имущество, за исключением животных, лишь только наполовину нисаба, то никто из них не обязан ничего выплачивать. А мазхаб Аш Шафии,[47] что партнерство влияет и не только на животноводство, так же и на закят с посевов, с плодов, с дирхамов, с динаров и т.п.



[1] «Аль Мугний» 2/620, «Аль Фатх аль Кодиир» 1/502, «Аш Шарх аль минхадж» 2/3 и «аль Маусу’ату аль фикхийа» 23/262

[2] Достоверный, его привели Аль Бухари №1464 и Муслим №628.

[3] Достоверный, Аль Бухари №2371 и Муслим 987.

[4] Предыдущий хадис.

[5] Слабый, его привел Ибн Маджа 1792, и этот хадис является слабым, даже несмотря на то, что Аль Альбани посчитал его достоверным в «Сахих аль джами’» №7497. Однако смысл этого хадиса практикуется в закяте с животных, см. «Аль Мухалля» 5/267.

[6] «Аш Шарх аль мумти» на «Зад аль мустакни’» 6/52-53.

[7] Шарх «Фатх аль кадиир» 1/509 и «Аль Мугни» 2/576.

[8] Достоверный, его привел Аль Бухари №1447 и Муслим №979, и он уже был упомянут.

[9] Достоверный, его привел Аль Бухари №1454, Абу Дауд №1567 и Ан Насаи 5/18.

[10] А если нету, то его может заменить Лябун мужского пола, как это позже придет.

[11] «Аль Маджму’» 5/400, «Аль Амваль» у Абу Убейда стр. 363 и «Аль Мугни» 2/577.

[12] Ханафиты склонились к мнению, что закят после 120 начинается сначала, т.е. за каждые пять верблюдов, нужно выплачивать одну овцу, прибавляя ее к двум «Хакка». И т.д. если, то что свыше 120, достигнет количества, с которого нужно выплачивать Лябун, то нужно выплатить, а когда достигнет того количества, что нужно выплачивать Хакка, то нужно выплатить. См. «Фатх аль Кадиир» 1/497.

[13] Примечание от переводчика: Тут типографическая ошибка, правильным является, что от 200 до 209 верблюдов нужно выплачивать четыре хакка или пять лябун, а не четыре хакка и пять лябун. Т.к. Хакка выплачивается с 50 верблюдов, а с двух сот выплачивается четыре хакка 50*4 = 200, а лябун выплачивается с 40 верблюдов, а с двух сот выплачивается пять лябун 40*5 = 200.

[14] См. «Фикх аз Закят» у  доктора Юсуфа аль Кардави, 2/195.

[15] А это по следующему порядку: Махад, Лябун, Хакка и Джаза’а.

[16] Примечание от переводчика: Повторение фразы «или двух овец» возможно, это типографическая ошибка, т.к. у Аль Бухари под этим номером хадис упомянут без повторения этой фразы.

[17] Аль Бухари №1453 и Ибн Маджа №1800.

[18] См. «Фатх аль Бари» 3/371.

[19] Аль Бухари №1448 и Ан Насаи №2447

[20] «Аль Мугний» 2/582 и «Нейль аль аутар» 4/161.

[21] Абу Дауд №1583 и Ахмад 5/142, и его иснад хороший.

[22] «Аль Мугний» 2/578 и «Роудату толибин» 2/154.

[23] «Аль Инсаф» 3/49.

[24] «Аш Шарх аль мумти» 6/56

[25] Удостоверил аль Альбани, его привел Ат Тирмизи №619 (Примечание от переводчика: Возможно допущена типографическая ошибка, этот хадис у Ат Тирмизи находится под №622, а не под №619). Так же его привел Абу Дауд №1561, Ан Насаи 5/26 и Ибн Маджа №1803.

[26] «Аль Мухалля» 6/2, «Аль Мугний» 2/594 и «Маджму’ аль фатава» 25/27-35.

[27] См. «Маджу’ аль фатава» 25/37.

[28] См. «Аль Маджму’» 5/417 и «Маджму’ аль фатава» 25/30-35.

[29] Примечание от переводчика: В оригинале написано – от 201 до 339, и возможно, это типографическая ошибка, я не стал приводить оригинал в таблице, а решил сразу внести поправку, т.к. вести подсчет с таблицы намного легче, чем вести его со сносок.

[30] См. «Аль Мухалля» 5/268, «Аль Маджму’» 5/422 и «Хашийа Ибн ‘Абидайни» 2/19.

[31] «Бадаи’у ас санаи’» 2/31, «Фатх аль Кадиир» 1/504, «Ад Дар аль Мухтар» 2/26, «Аль Мугний» 2/602 и др.

[32] Хороший,  его привел Малик №600, Аш Шафии в «Аль Муснад» №651 и Ибн Хазм 5/275 с хорошим иснадом.

[33] Это передал шейх аль ислам в «Аль Фатава» 25/38.

[34] «Аль Мухалля» 5/274.

[35] Хороший, его привел Абу Дауд №1579, Ан Насаи 5/28 и Ахмад 4/315, и его иснад хороший, это как минимум.

[36] «Аль Мухалля» 5/278-279.

[37] См. предыдущий.

[38] Достоверно, его привел Аль Бухари №1496 и Муслим №19.

[39] Достоверный, его привел Малик №602 и от него привел Аш Шафии в своем «Аль Муснад» №654 с достоверным иснадом.

[40] Абу Дауд №1582. И все передатчики достоверные.

[41] «Ад Дар аль мухтар» 2/27, «Аль Маджму’» 5/341, «Аль Мугний» 2/678 и «Аль Мухалля» 5/262.

[42] Полное партнерство – это когда двое владеют стадом и у каждого из них есть общая доля, например они получили это стадо в наследство. Внешнее партнерство – это когда каждый из них отличает свое имущество от имущества другого, однако они сливаются на пастбище, в загоне и т.д., придет разъяснение этого.

[43] Достоверный, его привел Аль Бухари №145 (примечание от переводчика: возможно здесь типографическая ошибка, этот хадис находится под номером №1450). Так же его привел Ибн Маджа №1801, но без этого добавления. Так же Ан Насаи №2447, Абу Дауд №1567 и Ат Тирмизи №621.

[44] См. «Аль Фикх аль Ислямй уа адиллятуху» 2/851.

[45] А ханафитские ученые и Ибн Хазм в «Аль Мухалля» 6/51 и дальше, склонились к мнению, что партнерство никак не влияет на закят, и то что по этой причине два имущества не становятся как одно.

[46] «Аль Инсаф» 3/83.

[47] «Мугний аль мухтадж» 2/76

Please publish modules in offcanvas position.