Вход пользователя

User Rating: 4 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Inactive
 
Закят с посевов и плодов


В общем, закят с посева и плодов – является обязательным, как это пришло в Книге, сунне и единогласном мнении ученых, однако разногласят относительно некоторых подробностей.[1] И придут доводы из Книги и из сунны на это, в процессе нашего научного исследования.


Посевы и плоды, с которых обязательно нужно выплачивать закят.


Ученые единогласны в том, что является обязательным выплачивать закят с тех видов, с которых брал закят пророк, , как: пшеница, ячмень, финики и изюм. А затем уже разногласят, относительно того, но что не пришел четкий текст, и мы в общем приведем их мнения:


1. Закят выплачивается лишь только с четырех видов и не с чего больше.[2]


И это мнение Ибн Умара,[3] Аль Хасана аль Басри,[4] Ас Саури, Аш Шу’ба, Ибн Сиррина, Ибн Мубарака, Аби Убейды и др саляф. Это так же передается в одной из версий от Ахмада, и это мазхаб Ибн Хазма, за исключением только, что он посчитал недостоверным хадис про изюм, и поэтому не считал, что с изюма выплачивается закят. Это так же Аш Шаукани, а затем Аль Альбани.


И ученые этого мнения привели в довод следующее:


Передается от Аби Бурдата, от Аби Мусы и Му’аза, что пророк, , отправил их обоих в Йемен обучать народ делам религии и приказал им, что бы они брали садака лишь только с этих четырех (сортов): пшеница, ячмень, финик и изюм.[5]


И так же, помимо этих четырех сортов не пришло ни текстов, ни единогласного мнения. И нельзя сказать, что они равны с другими сортами в том, что это еда, которая насыщает, или что они равны в том, что в них большая польза. Неправильным будет делать кыяс (сравнение по аналогии) или заводить их под один сорт, а значит, что остальные виды продуктов остаются на основе.


И так же пророк, , когда ограничил лишь эти четыре сорта для садака, и ни с чего помимо этого больше не брал, он точно знал, что у людей есть и другая еда, которое насыщает и есть другое имущество, которые произрастает из земли. И нельзя сказать, что он не брал с этого закят и оставлял это просто так, подобно тому, как не брал закят с лошадей и рабов.


2. Закят выплачивается с любых продуктов, которые способны насыщать, и которыми можно запасаться.[6]


И это мнение Малика и Аш Шафии.


Продукты, которые способны насыщать – это те, которыми люди питаются и живут на них в обычное время, не во время тяжелых обстоятельств, как например, пшеница, ячмень, кукуруза, рис и т.п. И не нужно платить закят с: орехов, миндалей, фисташек и т.п. Т.к. это, пусть даже ими можно запасаться, но это не еда, которой питаются люди, что бы насытиться.


И ученые этого мнения привели в довод следующее:


Хадис Муаза бин Джабаля, и в этом хадисе следующее: «А что касается длинных огурцов, арбуза, граната, сахарного тростника и зелени, то посланник Аллаха, , оставлял это».[7]


И так же те продукты, которые выступают как основная потребляемая пища, которая насыщает, то она подобна верблюдам, коровам и баранам среди остальных животных.


1. Закят является обязательным со всех продуктов, которые засушиваются, хранятся и измеряются объемом.[8] И это самое распространенное мнение от Ахмада. Сюда уже заходят: зерна и плоды, которые взвешиваются и которыми запасаются, бобовые, как фасоль, горох, чечевица. Так же финики, изюм, миндаль, фисташки и др. продукты, которые подходят под эти описания.


И нет закята с остальных фруктов, как: орехи, яблоки и т.п., так же нет с овощей. И ученые этого мнения привели в довод следующее:


А) Слова пророка, : «Нет садака с того, что менее пяти аусак (один уаск равен шестидесяти са’а)».[9] И сказали, что нужно принимать во внимание взвешивание сыпучих сортов. И это указывает на то, что закят будет лишь в тех сортах, которые измеряются объемом.


Б) Его, мир ему, слова: «Нет садака с зерен и с фиников, пока не достигнет пяти аусак…».[10] И сказали, что это указывает на обязательность закята с зерен и с фиников, и указывает на то, что не является обязательным со всего остального.


А Ибн Таймийа предпочел мнение, что главное в этом вопросе это то, что этим продуктом можно запасаться и ничто иное. Т.к. присутствует подходящий смысл для того, чтоб закят стал обязательным, в противоположность тех товаров, которые взвешиваются или измеряются емкостями, это уже ничто иное как расчет.


1. Закят является обязательным со всех продуктов, которые произрастают из земли, которые сеет человек.[11]


И это мнение Умара бин АбдульАзиза, Абу Ханифы и Дауда Аз Зохири. Так же это мнение предпочел Ибн аль Араби и достаточно обширно его доказал.


И ученые этого мнения привели в довод следующее:


А) Обобщенный смысл слов Всевышнего: «О, те, которые уверовали, расходуйте из тех благ, которые вы приобрели, а так же из того, что Мы взращиваем для вас из земли». Аль Бакара 267. И сказали, что не нужно разделять между одним видом расходования и другим.


Б) Слова Всевышнего: «… и отдавайте их долю в день сборки». Аль Ан’ам 141. После того, как были упомянуты виды продуктов из рая, с пальм, посевов, оливки и гранаты.


В) Слова пророка, : «То, что орошается небом (т.е. без использования каких либо инструментов и без участия человека), то с этого десятина, а то, что орошается поливом (т.е. искусственно, используя технику и с помощью человека), то с этого половина десятины (т.е. одна двадцатая. И сказали, что нет разницы, будет ли эти продукты, как основная еда, которая насыщает или нет, съедобные или нет, можно ли ими запасаться или нет. Ибн аль Араби сказал: «И самое сильное мнение в этой теме, это мнение Абу Ханифы со стороны доводов, более благоприятное для бедняков и лучше для выражения благодарности за оказанную милость, и к тому же на это указывает обобщенный текст аята и хадиса».


А хадис, в котором идет речь лишь о четырех видах, объяснили его так, что даже если и согласиться что он достоверный, то его нужно понимать, что в тот момент просто не было ничего, кроме этих четырех сортов!


Не обуславливается истечение года, для выплаты закята с посева и плодов.


По единогласному мнению ученых не обуславливается истечение года, для выплаты закята с посева и плодов, как об этом сказал Всевышний: «… и отдавайте их долю в день сборки». Аль Ан’ам 141. Т.к. те плоды, которые произрастают они же сами по себе и есть прибыль, в противоположность остального вида имущества, с которого выплачивается закят, там обуславливается истечение года, что бы была возможность использовать это имущество.[12]


Когда закят с посева и плодов становится обязательным? И когда его нужно выплачивать?


Закят становится обязательны, как только стало видно, что созрели посевы и окрепли зерна, т.к. в этот момент это уже еда, а до этого это еще злак.


Точно так же как и по истечению года или по созреванию фиников и винограда, а до этого, они называются неспелыми финиками и неспелым виноградом.


А касательно времени выплаты закята, то с зерен его надо выплачивать  после очистки, а с плодов, после сборки, т.к. это время самого пика свежести и время, когда начинают запасаться.


И отсюда вытекает следующее, что если посев погибнет до того, как созрел, то ничего не нужно выплачивать, а если погибнет после того, как созрел, но еще до его сборки и запасания, то закят является обязательным.[13]


Обуславливается ли нисаб для посевов и плодов? И какого его количество?


По мнению большинства ученых, чтоб закят с посевов и плодов стал обязательным, обуславливается нисаб, и его количество: пять аусаков с очищенного от шелухи зерна. Как об этом сказал пророк, : «Нет закята с того, что менее пяти аусак».[14]


И это количество примерно равняется[15] 50 египетским кейлям (мера объема) или 4,17 ардабба (мера веса). Это так же приравнивается к полной емкости равной примерно 647 кг. пшеницы. И если сбор не достигает этого нисаба, то, по мнению большинства ученых, среди которых оба ученика Абу Ханифы, что закят не является обязательным. А сам Абу Ханифа считает, что закят является обязательным в любом количестве, доходящим до нисаба или нет, приводя в довод обобщенный смысл хадиса: «То, что орошается небом (т.е. без использования каких либо инструментов и без участия человека), то с этого десятина…»[16], и так же, раз не обуславливается, что бы прошел год, так же и не обуславливается нисаб.


Однако хадис «Нет закята с того, что менее пяти аусак»[17], нельзя ставить в противоречие с предыдущим хадисом, т.к. этот хадис более конкретный и разъясняющий обобщенные положения. А предыдущий хадис обобщенный и имеющий несколько смыслов, а этот четко разъясняет нисаб, а предыдущий же хадис просто указывает, когда надо выплачивать десятину, а когда половину десятины, и поэтому нет противоречий между этими двумя хадисами, а Аллаху ведомо лучше.[18]


Как вычисляется нисаб с остальных продуктов, с которых надо выплачивать закят, но которые не измеряются объемом?


А что касается тех плодов, которые не измеряются объемом, как хлопок, например, по мнению тех, кто говорит, что с него нужно выплачивать закят, то ученые разногласят относительно его нисаба на несколько мнений[19]:


1. Нужно смотреть на стоимость, и если его стоимость достигает минимальной стоимости тех плодов, которые измеряются объемом, то нужно выплачивать закят, а если нет, то нет.


2. Нисабом будет являться пять самых больших мер веса, которым измеряется данный продукт.


3.Нисабом таких продуктов является нисаб с денег.


4. Нет там нисаба, и нужно выплачивать закят как с малого количества так и с большого.


5. Нужно приравнивать к весу, который уже был упомянут, а это 647 кг.


И Ибн Кудама в «Аль Мугний» 2/697 предпочел последнее мнение и сразу вслед за последним мнением сказал: «Но на все эти мнения я не знаю ни довода, ни основы, на которую можно было бы опираться, и это все противоречит словам пророка, : «Нет закята с того, что менее пяти аусак».»

 


А касательно его ограничений, то я вообще не считаю, что с них надо выплачивать закят.


Нужно ли соединять виды плодов для того, что бы набрался нисаб?


Более правильным мнением ученых является то, «Что нужно соединять плоды с одного вида, но все виды друг с другом не нужно соединять. Не нужно соединять пшеницу с ячменем и т.п., так же не нужно соединять виды бобовых одних к другим, как горох, бобы, чечевица и тп…».[20] И это мнение большинства саляф.

«А касательно видов пшеницы, то одни из них присоединяются к другим. И так же ячмень, один вид ячменя присоединяется к другому. И так же виды фиников, одни из них присоединяются к другим».[21] Даже если их названия различаются и даже если сады, которыми владеет один человек, находятся вдали друг от друга.


Есть и такие ученые, которые дозволили присоединить пшеницу к ячменю, и дозволили присоединить виды бобовых. «Фасоль, горох, чечевица, зеленый горошек и т.п. что бы получился нисаб со всего этого. И это мнение Малика и одна из версий от Ахмада, так же это мнение выбрал шейх аль ислам».[22]


Скажу, что я не знаю доводов на это мнение, и более правильным кажется первое, а Аллах лучше знает.


Нужно ли присоединять урожай с целого года, для того, что бы получился нисаб?


Если у человека есть два сада, один из них спеет рано, а другой поздно, то в этом случае нужно один урожай присоединять к другому, что бы получился нисаб, если весь урожай получается за один год, и это мнение шейха аль ислама.[23]


Однако, это нужно ограничить тем, что было упомянуто, что урожай должен быть с одного вида. И не нужно присоединять урожаи за два года.


Вычисление на глаз пальмовых плодов и винограда.


Когда уже видно, что плоды поспевают, что правитель должен отправить сборщика, что бы тот вычислил на глаз, т.е. примерно рассчитал сколько выйдет плодов после сборки, что бы знать примерное количество закята с их хозяина. Затем хозяину это сообщается и дается выбор, либо он оставит этот урожай пока не высохнет (что бы запастись им и можно будет точно вычислить количество нисаба и закята) или же будет употреблять его в свежем виде, но должен будет выплатить долю беднякам (и выплачивает столько, сколько примерно высчитает сборщик). И если хозяин выберет оставить плоды до засушивания, то потом он должен будет выплатить с него закят в зависимости от полученного объема и независимо этот объем будет больше того, что подсчитал сборщик или меньше. А если он захочет употреблять эти плоды свежими (т.е. без засушивания), то он должен будет выплатить долю беднякам в зависимости от примерного расчета.


Передается от Абу Хумейда ас Са’идий, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды мы вышли вместе с пророком, , на битву в Табук, и когда дошли до долины в деревне, там была одна женщина в своем саду. Тогда пророк, , сказал своим сподвижникам: «Вычислите примерно (на глаз. И посланник Аллаха, , подсчитал примерно на десять аусак и сказал ей: «Посчитай, сколько выйдет с него …». А когда он (пророк, ) вернулся в долину деревни  спросил у этой женщины: «Сколько вышло с твоего сада»? Она ответила: «Десять аусак, как подсчитал посланник Аллаха, ».[24]


Так же передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Посланник Аллаха, , отправлял АбдуЛла бин Раваха, что бы тот подсчитывал урожай с пальм перед тем, как их начнут употреблять в пищу».[25]


Можно ли кушать посевы до того, как их соберут? И нужно ли считать съеденное?


Хозяину посевов можно кушать с них до начала сборки, сколько он в этом нуждается, так же он может дать саадака в момент сборки и это все не нужно считать, закят выплачивается лишь со всего то, что после этого останется. Т.к. закят становится обязательным лишь только после того, как появилась возможность измерить объем плодов, а все то, что было потрачено до этого, то ведь это было потрачено до того, как закят был обязателен.


Этого мнения придерживались Аш Шафии, Ал Лейс и Ибн Хазм.[26]


Каков размер закята, который обязательно нужно выплачивать с посевов и плодов, если они достигают нисаба?


Размер закята разнится в зависимости от того, каким образом идет орошение. Если орошение происходит без использование разных орудий и приспособлений, то нужно выплачивать одну десятину (0,1). А если орошение происходит с использованием приспособлений, или же вода покупная, то нужно выплачивать половину десятины (0,05).


И довод этому:


1. Хадис Ибн Умара, что пророк, , сказал: «То, что орошается небом или ручьями (т.е. без использования человеческих приспособлений), или произрастает случайно,[27] то с этого десятина. А то, что орошается поливами, то с этого половина десятины».[28]


2. Хадис от Джабира, что пророк, , сказал: «То, что поливают реки и тучи, то с этого десятина, (0,1) а то, что поливают верблюды, то с этого половина десятины (0,05.

«И если земля орошается половину времени за счет хозяина, а вторую половину самостоятельно, то закят будет составлять три четверти от десятины (т.е. 0,075), по единогласному мнению ученых.

А если же земля одно время орошается дольше, чем другое (т.е. за счет хозяина орошается дольше, нежели самостоятельно или наоборот), то большинство ученых основываются на большем, и не обращают внимание на меньшее. А другие сказали, что все нужно учитывать в зависимости от…

А если неизвестно чем она поливается большинство времени, то нужно выплатить десятину из предосторожности. Т.к. основа, это то, что выплачивается десятина, но спадает это лишь только при наличии расхода хозяина»[29].


Нужно ли откладывать на расходы и затраты для посева, а так же на долги с получаемого урожая, а уже с оставшегося выплачивать закят?


1. Что касается долгов, которые бывают у владельца посева и плодов, то они бывают двух видов:


А) Если он брал в долг на расходы для посева, как например, покупка семян и удобрения или оплата рабочим и т.п., то в таком случае нужно отложить с получаемого урожая, а уже с оставшегося выплатить закят.  Это мнение Ибн Умара и группы саляф, среди которых Суфьян ас Саури, Яхйа бин Адам и имам Ахмад.


Б) Если он брал в долг на расходы для себя и своей семьи, то Ибн Умар склонился к мнению, что нужно отложить, а с оставшегося выплатить закят. А Ибн Аббас склонился к мнению что не нужно откладывать на покрытие долга, если только этот долг не был потрачен на эти плоды, как уже было упомянуто.


Передается от Ибн Умара, что нужно сперва расплатиться с долгом, а с оставшегося выплатить закят.


И передается от Ибн Аббаса, что нужно сперва покрыть то, что он потратил на посев, а потом уже с оставшегося выплатить закят.[30]


А от имама Ахмада передается две версии, подобны этим обоим версиям.


И Абу Убейд предпочел мнение Ибн Умара и тех, кто согласился с ним, что сперва нужно покрыть все долги извне, т.к. если на нем будет долг, который превышает все его имущество, то это человек без имущества и он из числа тех кому выплачивается садака. Как можно брать с него садака, в тот момент как он из числа тех, кому оно полагается? Как можно быть богатым и бедным одновременно?[31]


Я скажу, что это более правильное мнение, и если тот, чей урожай составил 20 аусаков, например, пшеницы, и на нем весит долг, который равен 17-ти аусак, то он должен выплатить его и тогда останется 3 аусака, то в этом случае закят на нем необязателен, т.к. не доходит до нисаба. А Аллах знает лучше.


1. А касательно расходов на посевы, если это не является долгом, как например, затраты на семена, удобрение, сборы и т.п., то ученые разногласят на два мнения:


Первое: Не нужно откладывать с урожая до тех пор, пока не выплатит десятину или половину десятины, и это мнение ханафитских ученых и Ибн Хазма.[32]


И сказали, что это потому, что пророк, , постановил, что размер обязательного закята разнится в зависимости от средств полива. И если не будет искусственных средств полива, то размер закята будет неизменным (т.е. десятина). Потому, что лишь только средства полива и делают закят наполовину меньше. И раз шариат дозволил тебе оставить себе больше урожая из-за искусственного полива, то больше тебе уже ничего не полагается откладывать.


Второе: Нужно отложить с урожая, а с оставшегося выплатить закят, и это мнение ханбалитов и предпочел это мнение Ибн аль Араби[33], и это мнение более сильное и больше подходит под снисходительность шариата. И так же это мнение подтверждается двумя вещами[34]:


1. В шариате можно увидеть, что если человек прикладывает усилие или же расходует на свое имущество, то размер закята становится меньше, как это происходит при искусственном поливе. А иногда закят вообще спадает, как это происходит с животными, которые большую часть года кормятся в загоне покупным сеном. И поэтому вполне возможно, что и закят с урожая тоже может стать меньше по этой причине.


2. Что суть прироста – это увеличение, а это никак не может быть увеличением или приумножением, если ты будешь столько же расходовать на то, что бы достичь это.

 

Земля бывает двух видов:


Земля под десятиной – т.е. территория, жители которой добровольно приняли ислам или же она была завоевана и разделена среди муджахидов, или же в общем ее жители мусульмане.


И земля под налогом – т.е. территория, которая была завоевана силой, но не была поделена среди муджахидов, а была оставлена ее жителям, или же ее жители согласились добровольно выплачивать джизья.


И вот такая земля, которая под налогом, бывает двух видов:


1. Налог определенный – а это когда ее жители должны выплачивать определенную сумму и без разницы используют они землю или нет, и так поступал Умар, да будет доволен им Аллах.


2. Налог относительный – а это когда ее жители должны выплачивать, например, половину урожая или треть, или четверть, и таким образом поступил пророк, , когда завоевал Хайбар.


Закят с того, что выходит с земли под налогом


Если с земли под налогом, был собран урожай достигающий размера, с которого надо платить закят, то большинство ученых считают, что сперва нужно выплатить процент, а потом уже с того, что останется выплачивается закят, и привели в довод следующее:


1. Обобщенные тексты вышеупомянутых аятов и хадисов, которые указывают на обязательность выплаты закята без того, что бы смотреть, эта земля под десятиной или же под налогом.


2. То, что Умар бин АбдульАзиз написал послание АбдуРрахману бин Ауфу, правителю Палестины, что бы тот забирал джизья а затем, с оставшегося, брал закят с земли под налогом.[35]

 

3. Передается от Суфьяна ас Саури, что он сказал, относительно того, что выходит с земли под налогом: «Выплати свой долг и свой налог, а если после этого останется пять аусак, то выплати и закят».[36]


4.Что земля, находящаяся под налогом и земля под десятиной, это две разные земли сами по себе, так же со стороны причины и со стороны взаимоотношений, и поэтому ханафиты не согласились и сказали, что десятина и налог не соединяются на одной территории. И аргументировали это ложным хадисом «Не соединятся десятина и налог не земле мусульманина».[37] И мнение большинства ученых более сильное, а Аллах лучше знает.


Как нужно выплачивать закят с урожая земли, которая взята под аренду, и на ком обязателен закят на владельце или на том, кто взял под аренду?


Большинство ученых, маликиты, шафииты, ханбалиты и два ученика Абу Ханифы, посчитали, что, кто арендовал землю и посеял на ней, тот и должен выплачивать закят


А Абу Ханифа склонился к мнению, что десятину должен выплачивать владелец, т.е. арендодатель.


И причина их разногласий заключается в том[38], что десятина – это право с посева или право с земли?


Скажу, что более очевидно, что это право с посева и поэтому это обязанность того, кто взял в аренду а не того, кто дал, т.е. мнение большинства, но это только после того, как с урожая заплатить за аренду, т.к. это походит на землю под налогом.


Например:[39]


Если аренда земли составляет 20 гиней, а урожай с пшеницы составил 10 ардебб (египетская мера веса равная 24са’а или 197,75 л.), а например, один ардебб приравнивается к пяти гинеям. Тогда урожай будет равняться 10*5=50 гиней, то в этом случае закят выплачивается лишь только с 6 ардебб и все, т.к. оставшиеся четыре пойдут на аренду. И если оставшееся количество не достигает нисаба, то закят с него необязателен.


А касательно владельца земли, то он должен выплачивать закят с той суммы, что он получает за аренду земли, в соответствии с теми положениями, которые были упомянуты в разделе закят с ежемесячных зарплат и прибыли с ремесла.


Нужно ли платить закят с меда?


В теме закята с меда ученые перешли в две крайности и есть те, кто предпочли среднее:


1. Большинство ученых, среди которых Малик, Аш Шафии, Ибн Аби Лейля и Ибн аль Мунзир, склонились к мнению, что закят с него не выплачивается, по двум причинам:


А. Относительно закята с меда не пришел ни достоверный хадис, ни единогласное мнение ученых, а сунна разъяснила то, с чего берется закят, и значит мед, с него закят не берется.


Б. То, что это жидкость, которая добывается из животных, подобно молоку, а с молока закят не выплачивается по единогласному мнению ученых.


2. Ханафиты и Ахмад склонились к мнению, что с меда закят выплачивается и привели в довод следующее:


А). Некоторые предания,пришедшие на эту тему:


Как, например, хадис Амра бин Шуейба, от его отца, от его деда, от порока, , что он брал с меда десятину.[40]


Так же передается от Амра бин Шуейба, от его отца, от его деда, что тот сказал: «Пришел Хиляль, один из потомков племени Мут’ан, к посланнику Аллаха, с десятиной своего меда и попросил его, что бы тот охранял его долину, которая называлась «Саляба». И посланник Аллаха, , стал охранять ту долину. А когда Умар бин Аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, стал халифом, то Суфьян бин Вахб написал Умару бин Аль Хаттабу и спросил его про это, и Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Если он будет выплачивать тебе десятину, которую выплачивал посланнику Аллаха, , то охраняй его «Саляба», а если нет, то это всего лишь пчелы (мед), который будет кушать кто пожелает».[41]


Скажу, что как мне кажется, что вторая версия хадиса, именно она правильная, и она указывает на слабость первой версии. Поистине, первый риваят пришел по цепочке через Ибн Ляхи’а, а второй по цепочке через Амр бин Аль Харис, который является достоверным, ученым, профессионалом. А источник хадиса (самый первый передатчик) – один и тот же. И просто удивительно, что Ибн аль Кайим, рахимахуЛлах, сказал: «Эти предания одни из них подкрепляют другие, и их источники (самый первый  передатчик) разные! И разные иснады, и оборванные из них подкрепляются необорванными»?![42]


Это, и еще к тому же ученые разногласят относительно второго риваята, доходит ли иснад до пророка или же нет. И даже если предположить, что доходит, то в этом хадисе все равно нету довода, т.к. внешне видно, что десятина с меда не выплачивалась как закят, а выплачивалась взамен охраны.[43] И если бы это было бы закятом, то тогда бы Умар, который является ученым, не мог бы дать право выбора относительно этого. А Аллаху ведомо лучше.


Б). Они сказали, что мед добывается с пыльцы деревьев и цветов, и он измеряется объемом и им же запасаются. Поэтому закят с него обязателен, точно так же как и с зерен и фиников, а затраты на него меньше нежели затраты на посевы и плоды.[44]


И те ученые, которые обязывают выплачивать закят с меда, они обязывают выплачивать с него десятину. И ханафиты обуславливают, что бы мед, с которого выплачивается закят, что бы он не был с земли под налогом, и что бы этот мед был чьим-то имуществом. И они не сделали для него нисаба, наоборот, сказали, что нужно выплачивать и с малого количества и с большого.


Несмотря на это, ханбалиты сказали, что нисаб меда составляет десять афрак [что примерно равняется 46,67 кг.].


А Абу Убейд в «Аль Амуаль» стр.506, предпочел среднее между этим, сказав: «И в этом вопросе [в вопросе меда] самое правильное будет сказать, что его хозяевам нужно говорить, что бы выплачивали садака, и побуждать их к этому, и порицать их за то, что они не выплачивают его. Так же есть вероятность впасть в грех, если начать прятать его. Но единственное только, что это не является для них обязательным, подобно закяту с посевов и животных… А это потому, что в сунне не пришло ничего достоверного, на эту тему, подобно тому, как пришло относительно закята с посева и животных».


Скажу, что это более правильное мнение, что закят с меда необязателен, однако это является благом. И если на самом деле этот закят является обязательным, то человек выполнил свою обязанность, а если он не является обязательным, то это будет как садака.


И поэтому Ибн Муфлих[45] [который является самым знающим человеком о фикхе шейха аль ислама], считал, что закят с меда необязателен.


[1] «Бадаи’у ас санаи’»2/54.

[2] «Аль Мухалля» 5/209 и дальше, «Нейль аль аутар» 4/170, «Аль Амуаль» у Абу Убейда 469/1378, «Тамам аль Минна» стр. 372-373 и «Фикх аз закят» 1/377.

[3] Передал Абу Убейд 469/1378 с достоверным иснадом от Ибн Умара, что он сказал относительно садака с посева и плодов: «То, что дает пальма, виноград, пшеница или ячмень». И подобный этому хадису есть в «Аль Муснад» у Аш Шафии №656 с достоверным иснадом.

[4] Это привел от него Абу Убейд 469/1379-1380. И Ибн Занджуйа 1030/1899 с достоверным иснадом от него.

[5] Аль Хааким 1/401, Аль Байхакы 4/125 и его удостоверил Аль Альбани в «Ас Сахиха» №879.

[6] «Аль Муватта» 1/276 типография Аль Халяби. Так же «Аль Мухаззаб» 5/493 – вместе с «Аль Маджму’» и «Фикх аз закят» 1/378.

[7] Слабый, его привел Аль Байхакы 4/129, Аль Хааким 1/558 и Ад Даракутни 2/97. См. «Ат Тальхыс» №837.

[8] «Аль Мугни» 2/690, «Шарх мунтаха аль ирадат» 1/388 и «Фикх аз закят» 1/381.

[9] «Аль Бухари №1447 и Муслим №979.

[10] Муслим 979 и Ан Насаи №2485

[11] «Аль Мухалля» 5/212, «Аль Хидая» 2/502 и «Аридату аль ахуази» 3/135.

[12] «Аль Мугний» 6/696

[13] «Аль Мугний» 2/702 и «Шарх мунтаха аль ирадат» 1/390.

[14] Сошлись на его достоверности, он уже был упомянут.

[15] «Фикх аз закят» 1/400.

[16] Скоро придут источники этого хадиса.

[17] Сошлись на его достоверности, и он уже был упомянут.

[18] См. «Аль Мугний» 2/695 и «И’лям аль муваккыин» 3/229.

[19] См. «Фикх аз закят» 1/401.

[20] «Аль Маджму’» у Ан Навави 5/511-513

[21] «Аль Мухалля» у Ибн Хазма 5/253.

[22] «Аль Мугний» 2/560. «Аль Мудауана» 1/288 и «Маджму’уа аль фатава» 25/23-24.

[23] «Маджму’а аль фатава» 25/23 и см. «Аль Мугний» 2/733.

[24] Аль Бухари 1482, Муслим №1392.

[25] Абу Дауд №1606, Абу Убейд в «Аль Амваль» 483/1438, Аль Байхакы 4/123 и Ахмад 6/163, и этот хадис является хорошим, отталкиваясь от ему подобных, как об этом сказано в «Аль Ирва» №805.

[26] «Аль Мухалля» 5/259.

[27] Произрастает случайно, т.е. туда попадает вода от дождя или с реки без того, что бы самостоятельно поливать это.

[28] Аль Бухари №1483, Абу Дауд №1581, Ат Тирмизи №635, Ан Насаи 5/41 и Ибн Маджа №1817.

[29] См. «Аль Мугний» 2/699.

[30] Привел это от их обоих Абу Убейд в «Аль Амуаль» стр.509 и Яхйа бин Адам в «Аль Харрадж» стр.162 с достоверным иснадом.

[31] «Аль Амуаль» у Абу Убейды стр.510.

[32] «Хашийату Ибн Абидейни» 2/49, «Фатх аль кадир» 2/8-9 и «Аль Мухалля» 5/258.

[33] «Аль Мугний» 2/698 и «Аридату аль ахвази» 3/143.

[34] «Фикх аз закят» 1/424

[35] «Аль Амваль» у Ибн Убейда стр. 88.

[36] «Аль Харрадж» у Яхъя бин Адам стр. 163.

[37] «Аль Каамиль» у Ибн Адий 7/2155. Ибн Хиббан сказал: «Этот хадис – не из пророческих уст». И шейх аль ислам 25/55 сказал: «Ложный, по единогласному мнению ученых по хадису».

[38] «Бидаяту аль муджтахид» 1/239 и «Маджму’а аль фатава» 25/55.

[39] «Фикх аз закят» 1/430.

[40] Слабый, его привел Ибн Маджа №1824 и Абу Убейд в «Аль Амуаль» 497/1489 со слабым иснадом.

[41] Абу Дауд №1600, Ан Насаи 1/346 и др. с достоверным иснадом. И ученые разногласят, доходит ли цепочка до пророка, см. «Аль Ирва» №810.

[42] «Зад аль ма’ад» 1/312.

[43] На это указал Аль Хафиз в «Аль Фатх» 3/348, а до него Ибн Занджуйа в «Аль Амуаль» 1095, а затем Аль Хаттабий в «Ма’алим ас сунан» 1/208. Затем я увидел что Аль Альбани в «Тамам аль минна» стр.374 склонился к этому.

[44] «Зад аль ма’ад» 1/314.

[45] «Аль Фуру’» 2/450.

 


Add comment


Security code
Refresh

Please publish modules in offcanvas position.