| Печать |

Джарх уа та'диль - Ответы

Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 

Акыда Ибн Хазма и слова ученых о нём

 

Подборка слов ученых об джахмите, главе захиритов, Ибн Хазме аль-Андалуси

 

 

1. Сказал имам Абу Марван Ибн Хаян аль Куртуби аль-Малики (ум. 469 г.х.):


كان كثير الوقوع في العلماء المتقدمين لا يكاد يسلم أحد من لسانه ، فنفرت عنه القلوب ، واستهدف فقهاء وقته ، فتمالأوا على بغضه ، وردّوا قوله ، وأجمعوا على تضليله ، وشنّعوا عليه ، وحذّروا سلاطينهم من فتنته ، ونهوا عوامّهم عن الدنو إليه والأخذ عنه ، فأقصته الملوك وشردته عن بلاده حتّى انتهى إلى بادية

 

«Он много порочил ученых-саляфов, и почти никто не спасся от его языка. И отталкивали его сердца, и вышли против него факихи его времени, и обьединились на ненависти к нему, и отвергли его слово, и были единогласны на считании его заблужденным, и ругали его, и предостерегали своих правителей от его фитны, и запрещали простолюдинам приближаться к нему и брать знания от него. И отдалили его его правители и он был изгнан из своего города, и закончил в пустыне»

 

Источник: «Уифаят аль-а’ян», 3/327

 

2. Сказал Имам Ибн Абдуль Хади (ум. 744 г.х.):

 

وقد طالعت أكثر كتاب «الملل والنحل» لابن حزم، فرأيته قد ذكر فيه عجائب كثيرة، ونقول غريبة، وهو يدل على قوة ذكاء مؤلفه، وكثرة اطلاعه، لكن تبين لي أنه جهمي جلد

 
"Я ознакомился с книгой "Аль Фисаль фи аль-миляль уа ан нихаль", Ибн Хазма, и увидел, что он упомянул множество удивительных вещей, и странных передач. И эта книга указывает на его сильный ум, и большие знания. Однако разьяснилось мне, что он закоренелый джахмит!"

затем имам упомянул многие его заблуждения в этой книге.
 

См. "Мухтасар ат табакат", 3-350
 

Кстати, это как раз так книга, с которой цитируют всякие заблуждения адвокаты могилопоклонников

 

3. Сказал о нём Шихаб аль-Алуси (ум. 1270 г.х.) говоря о запрете музыки:


صح من طرق خلافاً لما وهم فيه ابن حزم الضال المضل

 

«Достоверно это по множеству путей, в противоречие ошибке заблудшего, заблуждающего Ибн Хазма»

 

Источник: «Тафсир аль-Алуси», 15/421


 

4.  Передал шейх Абдуль Карим аль Худейр, что алляма Ибн Баз запрещал просить милости за Ибн Хазма

 

Сказал аль-Худейр:

 

ترحم عليه في درس الشيخ ابن باز فأنكر ذلك الشيخ، وعنده في مسائل الاعتقاد طوام شابه الجهمية في بعض المسائل فليس على المنهج الصحيح ولا الهدي السليم في مسائل الاعتقاد

 

«И однажды было сделано дуа о милости за Ибн Хазма на уроке шейха Ибн База, и шейх выразил порицание этому. И у Ибн Хазма в акыде большие беды, подобные джахмитам, в некоторых вопросах. И он не на верном манхадже, и не на верном пути в вопросах акыды»

 

Источник: «Шарх аль-лямия», 3-й урок

 

5. Спросили шейха Солих аль аш Шейха:

 

هل ابن حزم من أهل السنة والجماعة؟

 

"Является ли Ибн Хазм из ахли Сунна уаль Джамаа?"
 

Он ответил:

 

لا، ابن حزم ليس سنياً بل له مذهب خاص، ابن عبد الهادي وغيره يعتبرونه من الجهمية، طائفة تعتبره من الفلاسفة يعني خليط، هو في العقيدة مخلّط لا يتبع مذهب من المذاهب عنده تجهم، وعنده أشعريات، وعنده فلسفة يعني مختلط

 

"Нет! Ибн Хазм не суннит. Однако у него отдельный мазхаб, Ибн Абдуль Хади и другие считают его джахмитом, а другая группа считает его философом. У него перемешано в акыде, он не следует ни за одним мазхабом из мазхабов. У него есть джахмизм, у него есть ашаритские заблуждения, у него есть философия. То есть он смешивает"
 

Источник: "Шарх ат Тахавия", 5-87

 

6. И у шейха Хамуда ат Тувейджри целая книга о заблуждениях Ибн Хазма, и также о его фиске с посторонними женщинами и музыкой

 

7. Сказал шейх Хаммад аль-Ансари

 

ابن حزم قلّ أحدٌ من الأشاعرة يوازيه في العلم والفقه، وهو مع ذلك جهميّ جلْد

 

"Ибн Хазм - мало кто из ашаритов может сравниться с ним в знаниях и фикхе, но наряду с этим он - закоренелый джахмит"

 

Источник: "Аль-Маджму фи тарджамати аль-алляма аль-Ансари", 2/744

 

Что касается конкретно его заблуждений, то среди них:

 

1. Отрицание абсолютно всех Сыфатов Аллаха, как разьяснил шейх уль Ислам в "Дар ат тааруд", 5/249

 

2. Слово о сотворенности Корана

 

3. Слово об Имане оставившего все дела

 

4. Призыв к выходу против правителей грешников, правящих по Шариату

 

5. Оправдывание невежеством и тауилем в основах вероубеждений, и даже дошел до того, что оправдывает невежеством тех кто ругает Аллаха или приписывает ему сына или воплощение в каком-то человеческом теле на земле

 

6. Отрицание того, что Имена Аллаха вообще имеют какой-то смысл, и утверждение что Имена Аллаха лишь символы, не значащие ничего см. "Минхадж ас-Сунна", 2/583, что является мазхабом карматов, батынитов и крайних джахмитов и философов. И шейх уль Ислам разьяснил что мазхаб мутазилитов (на куфре которых единогласны саляфы) в вопросах Имен и Качеств лучше чем мазхаб Ибн Хазма, см. "Аль-Акыда аль-Асфахания", 109-110

 

7. Отрицал телесные мучения в могиле см. "Маджму аль-фатауа", 4/262

 

8. Отрицал возможность караматов для праведных людей см. "Ан-Нубуват", 1/129

 

9. Обьявлял об уаля к главам джахмитов и мутазилитов, и отказывался от их такфира и тафсика см. "Маратиб аль-иджма", 12

 

10. В вопросе тафдыля сподвижников поставил жен Пророка, мир ему, выше десяти обрадованных Раем

 

11. Джабритский мазхаб в вопросах предопределения и мудрости в шариатских ахкамах

 

И в общем, помимо этого, у него множество странных и порицаемых слов в вероубеждениях, как это ясно тому, кто почитает его книгу "Аль-Фисаль", или "Ад-Дурра", и другие.

 

И это не говоря уже о его пути в фикхе, где он пришёл к множеству странных мнений, противоречащих иджма Уммы, нападал на имамов саляфов, устанавливал ложные усули, отрицал иджма и кыяс, и т.д.

 

В заключение - хвала Аллаху, Господу Миров

 

__________________